Приходской листок Троицкого собора, 40 (1113) 2020 г.

Апостольское чтение в Неделю святых праотец 

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. 

(Послание к Колоссянам, 3 глава, ст. 4-11) 

Евангельское чтение в Неделю святых праотец 

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин, и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: "идите, ибо уже все готово". И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: "я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня". Другой сказал: "я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня". Третий сказал: "я женился и потому не могу придти". И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: "пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". И сказал раб: "господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место". Господин сказал рабу: "пойди по дорогам и изгородям, и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных". 

(Евангелие от Луки, 14 глава, ст. 16-24) 
 

Слово в Неделю святых праотец. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Когда нам с вами начать быть христианами? Вот когда? С какого момента? 

Мы, когда размышляем о своей жизни, и видим свои недостатки, и видим свои грехи, начинаем лукаво думать: «Конечно, надо жить по-христиански. Ну, вот схожу, поговею, поисповедаюсь, причащусь и буду жить по-христиански». Другой, может быть, скажет: «Нет, вот я прочитал, что надо жить благочестиво. С завтрашнего утра начну жить по-христиански».  

Действительно, этот вопрос не праздный. Задайте каждый себе его. Живем ли мы по-христиански вот сейчас? Вот как мы друг друга сильно любим? Всем ли мы простили? У всех ли мы попросили прощения? Готовы ли мы к тому, чтобы ограничивать себя, и не себе служить, а послужить кому-то другому? Готовы мы прямо сейчас кому-то сделать доброе дело? 

Но вот что оказывается. Заходит речь о деле добром, деле милосердном, а оказывается, что дома-то тоже дела есть. Дома не убрано, надо уборку устроить. Надо приготовить еду. Давно уже не меняли там какую-то часть мебели, надо поехать в магазин – там, говорят, распродажа. Когда же сейчас добрые дела делать забесплатно, да еще милосердие? Когда душу прилагать? 

Удивительное дело! Как только человек задумает сделать что-нибудь хорошее, то оказывается, сейчас времени нет. Задумает человек: вот буду молиться. Хорошо, купил себе молитвенник, нашел утренние молитвы. Вот прямо с завтрашнего утра начну молиться. А утром просыпается, голова болит. На работу надо идти. Ну когда здесь стоять читать? Пока встану, пока умоюсь, пока зубы почищу. О, еще завтрак надо приготовить. Когда тут молиться? Некогда.  

Удивительное дело, что бы мы доброе ни задумали сделать, всегда находятся причины, по которым сейчас мы этого не можем сделать. Сделаем когда-нибудь потом. Пока молодой, ну что ходить там в храм на эти длинные службы? Некогда сейчас, столько важных дел! Надо и учиться, надо и невесту или жениха найти, надо жизнь обустраивать. Когда в эту церковь-то ходить? Некогда. Потом человек доживает до старости и говорит: «Ну, конечно, я бы пошел в церковь, но ноги болят, стоять невозможно, дышать нечем, руки трясутся, голова не соображает. Когда и зачем мне идти на эту службу?» 

Дорогие братья и сестры, это жуткий закон духовной борьбы. Враг рода человеческого диавол не желает нашего спасения и все время подбрасывает нам разные причины, за которые мы хватаемся, чтобы нам не быть христианами. Действительно, с какого же момента мы начнем быть христианами? 

Только что мы с вами слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос (Лк. 14, 16–24). Конечно, Он эту притчу рассказывал немного о другом, может показаться – не о нас с вами. Он рассказывает эту притчу о богоизбранном народе израильском, который Бог избрал и призвал. Но смотрите, притча вроде бы об израильском народе – давайте ее сейчас еще раз вспомним, только что мы слышали ее, она была прочитана, – но ведь похоже, что это на самом деле к нам относится.  

Один богатый человек устраивает прекрасную вечерю, богатый званый ужин. И заранее предупреждает званых, почетных людей, заранее им говорит. Потом проходит какое-то время, все уже приготовлено. Наступает время этой вечери. И посылает посланника этот человек почетным избранным людям. Приходит к одному, а он говорит: «Ну знаете, я вот купил землю большую, и мне надо ее осмотреть. Извините, я не могу». Приходит к другому, а он говорит: «А я вот волов купил. Мне надо испытать, какие они. Простите, не могу». Приходит к третьему, а тот вообще говорит: «Да я женился. Куда мне, мне сейчас некогда. Я не могу».  

Это в притче Иисус Христос изображает народ израильский, избранный Богом, которому было дано все. Закон, пророков, Священное Писание – все они имели. А дальше, когда Сам Бог во плоти к ним приходит и зовет их, они не могут, у них другие дела, они другим заняты. Да, конечно, это про израильский народ. А вот про нас ли это? А может быть, это и про нас тоже, если мы в свою совесть заглянем? Кажется, что мы должны воспринять это, что это и про нас тоже. В данном случае какое нам дело до израильского народа? Нам про себя бы подумать: а нас-то Господь зовет на Свою вечерю, на свой прекрасный пир – пир веры, к жизни вечной нас зовет Господь, к такой радости, которой на земле ничто не даст, никакая вечеринка, никакое общение. Никакая радость не может сравниться с той, которую дает нам Господь. И как мы реагируем? Очень прискорбно. Похоже, что реагируем вот так, как эти люди в притче. 

И дальше в этой же притче, которую мы сегодня слышали, есть такой момент, который немного может нас утешить. Потому что дальше Господь говорит в этой притче, что тогда разгневался хозяин и сказал: «Никто из званых не вкусит от моей вечери. Идите, – посланников он посылает, – и всех зовите, кого найдете. Хромых, слепых, убогих, нищих – всех призовите ко мне». Посланники пришли, пошли и нашли таких. И привели их на этот прекрасный пир. Но оказалось, что еще есть место. И тогда хозяин посылает снова, говорит: «Еще найдите, пусть наполнится моя вечеря. Но много, – говорит этот хозяин, – званых, да мало избранных».  

Вот так Господь Иисус Христос изображает наше с вами призвание. С одной стороны, это история. Когда израильский народ отверг Иисуса Христа, то Христос посылает апостолов ко всем язычникам, которых и изображает в этой притче как слепых, глухих, хромых, потому что они раньше не знали закона Божия, не знали истины Божией, хромали на оба колена духовно. Но апостолы проповедали им истину Христову и привели их в Церковь Христову.  

Но мы можем и на себя посмотреть тоже с этой стороны. Мы ведь тоже духовно слепые, духовно хромые, духовно убогие. Но нас ведут на эту вечерю. Кто ведет? Церковь Христова. Вот, мы сами придумываем себе разные отговорки и как бы отказываемся от пира веры, который дает Христос. А Церковь, если мы ей принадлежим, если мы пытаемся ее слушать и жить церковной жизнью хотя бы немного, ведет нас, убогих, слепых и хромых, на эту вечерю. И в этом наша надежда, и в этом наша радость.  

Вот, дорогие братья и сестры, такую притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом, мы услышали сегодня. Какие же сделаем для себя выводы? Во-первых, надо нам размыслить и перестать откладывать на другое время, что когда-нибудь потом будем жить по-христиански. Сейчас, сейчас, с этой минуты просим у Господа сил и благодати Духа Святаго, чтоб быть нам настоящими христианами, чтобы жить нам по-христиански. Об этом будем молиться с этого момента – чтобы быть нам Христовыми. Это первый урок.  

Второй урок заключается в том, что мы должны любить Церковь Христову, которая ведет нас, недостойных и грешных, увечных духовно, ко спасению. Слушать Церковь нашу, как нашу рачительную мать, которая не желает, чтобы ее дети нанесли себе какой-то вред. И тогда мы с вами придем ко спасению, к той самой спасительной вечере, на которую зовет нас с вами Тот, Кого Иисус Христос в притче изобразил в виде богатого человека-начальника. Он Самого Себя изобразил. Это Он призывает нас, Он нас зовет, Он нас спасает, Ему же слава во веки веков. Аминь.  

24 декабря 2017 года 

Слово на Новогоднем молебне. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Бог создал этот мир единственно по Своей воле и по Своей любви. Не было иных оснований к созданию сего мира, в котором мы живем, кроме неизъяснимой, непостижимой любви Божией. Бог создал этот мир, установил в нем непреложные законы, которые человек до сих пор с удивлением для себя постигает, и еще будет и будет постигать, и никогда до конца не постигнет всей мудрости создания сего мира. 

Бог создал человека по образу Своему и подобию, даровал человеку бессмертную душу, даровал человеку свободу воли, возможность выбирать между добром и злом. Бог установил течение времени. Тайны времени мы тоже не познаем, как и, в общем, тайны всего мира, созданного Богом. Однако мы живем в этом мире и живем в этом времени. 

Казалось бы, завтра ничего особенного в духовном смысле не произойдет. Ну, откроем новые календари, вместо одной цифры на календаре будет другая цифра, вместо одного названия месяца будет другой месяц. Но мы, христиане, смотрим на это по-другому. Для нас важен любой, даже малейший, повод, чтобы не только поразмыслить о величии Божием, но, главное, возблагодарить Бога. Поблагодарить Бога за все то, что Он нам дает. Вот в чем смысл для нас, христиан, этого праздника. Потому что если мы возьмем богослужебный круг, то там каждый праздник связан с событиями священной истории: с рождением в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Его воскресением из мертвых, – это важнейшие события. Также важны и памяти тех евангельских событий, которые запечатлены в двунадесятых праздниках. Очень важны для нас дни, когда мы прославляем Пречистую Деву Марию Богородицу.  

Но этот гражданский праздник – Новый год, изначально никак не был связан с Церковью вообще. Петр I его придумал, глядя на Запад. А в церковных книгах мы найдем церковное новолетие совсем под другим числом. Мы увидим, что церковное новолетие начинается 1 сентября. И так и было искони на Руси до Петра I. Но ничего. Придумал он так, но мы-то, христиане, должны во все вложить свой христианский смысл. Вообще христианин должен относиться к жизни так, чтобы везде видеть присутствие Божие и с каждым событием находить возможность благодарить Господа Бога.  

Вот и сегодня мы собрались в этом святом храме встречать гражданский Новый год. Возблагодарим Господа Бога за все, что Он дает нам. Возблагодарим, что Он даровал нам покаяние, и мы можем покаяться в своих грехах, в своих недостатках, попросить у Господа Бога прощения. Возблагодарим Господа Бога за то, что Он нас прощает. Он пришел в этот мир не для того, чтобы нас наказывать, а чтобы нас простить, чтобы нас исцелить, потому что не праведники требуют спасения, а грешники. Здоровые во враче не нуждаются, врач больным нужен.  

И мы, грешные и больные духовно, благодарим Господа Бога, что Он нас исцеляет, что Он нам прощает грехи наши и, более того, дает нам радость участия в Его Таинствах. Мы причащаемся Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. Мы имеем смысл жизни. Для нас это не просто череда повторяющихся дней бессмысленных, нет. Если уж Господь даровал нам эту жизнь, так мы знаем, что это лишь временный отрезок, а мы будем иметь с вами жизнь вечную. Кто верует в Господа Иисуса Христа, воскреснет и вместе с Христом будет иметь совсем иную жизнь, ту, о которой мы даже сейчас толком и представления-то не имеем.  

Итак, дорогие братья и сестры, приходит 2020 год от Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Помните эту цифру и от чего она. Бегите от этого безумия, которое сейчас обуяло людей, когда они готовы называться разными животными, крысами, и еще Бог весть кем: мы, христиане, в Христа крестились, в Христа облеклись. И эта цифра священная – 2020, это от рождения в мир Спасителя нашего. Вот это мы с вами, христиане, должны понимать и Бога благодарить и славить. Но не только языком своим. Апостол призывает нас прославлять Господа и в душах наших, и в телесах наших (см.,1 Кор., 6, 20), то есть творить добрые дела. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного», – так говорит Господь (см. Мф., 5, 16). 

Братья и сестры, совершим молебное пение перед началом Нового гражданского года. Возблагодарим Господа Бога и попросим у Него сил и помощи быть достойными христианами и идти по спасительному пути жизни, который он даровал нам, Ему же слава во веки веков. Аминь.  

31 декабря 2019 года 

10 заповедей – добродетели и грехи. 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, пьянство, сребролюбие, гордыня и тщеславие 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила 

5. Почитай отца своего и матерь свою 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, непочтение к старшим по возрасту, к иерархии Церкви и гражданским властям 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них 

6. Не убивай 

Грехи: убийство, аборт, самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним 

7. Не прелюбодействуй 

Грехи: плотская связь вне законного брака, супружеские измены, развратные действия по отношению к другим и к себе, содомские грехи, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры 

Добродетели: целомудрие супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей,  

8. Не воруй 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество, азартные игры на деньги 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение, тайные доносы 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет 

10. Не желай чужого 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё