Приходской листок Троицкого собора, 39 (1112) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

...Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство... 

(Послание к Колоссянам, 1 глава, ст. 12-18) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. 

(Евангелие от Луки, 17 глава, ст. 12-19) 

Слово на евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных (Лк, XVII, 12-19) 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Какой основной и главный признак веры у человека? Чем отличается верующий человек от неверующего?  

В первую очередь тем, что верующий человек молится Богу. Молитва – это решающий указатель на то, что у человека есть вера. Потому что молитва – это разговор человека с Богом. Молитва – это общение человека с Богом. Как раз молитва и есть то, что связывает человека и Бога. Не исполнение каких-то заповедей – хотя это важно – является признаком верующего человека. Не следование каким-то предписаниям – хотя это тоже важно, но определенные правила исполняют и другие общества людей, которые объединены какими-то идеями. Помните, даже был моральный кодекс строителя коммунизма, тоже вроде правила какие? Но это ведь нельзя назвать общением человека и Бога. А молитва – как раз то главное, что нас связывает. С одной стороны, главное, а с другой стороны – то самое непонятное для неверующих людей.  

Вот, неверующий человек ещё может понять, что нужно соблюдать заповеди, скажет: «Да, хорошие заповеди. Не кради, не убивай – вот это очень хорошо». Он даже может понять, что пост нужно соблюдать, скажет: «Да, полезно. Разгрузка для организма. Очень все это неплохо». Даже может понять, что на службу надо приходить: «О, это наши древние русские такие обычаи. Пение красивое послушать, на иконы красивые посмотреть». И это может понять. Но что такое молитва, неверующий человек понять вообще не может. Да и мы сами можем ли себе объяснить, что такое молитва?  

Бог – наш Отец. И мы обращаемся к Богу, как к нашему Отцу. А как мы к Нему обращаемся? Вот если сравнить себя с детьми – и это правильно, а Бога с Отцом – и это тоже правильно, вспомним главную молитву, которую дал нам Иисус Христос, она именно этими словами и начинается: «Отец наш Небесный…». То есть мы, как дети, обращаемся к своему Отцу. 

Давайте вспомним, о чем же мы в основном молимся, как мы обращаемся к Отцу. Ну, чаще всего мы себе что-то просим. Просим здоровья, просим успеха, просим, чтобы у нас все было хорошо. Ну не так ли? За этим в основном мы приходим. И чаще всего мы и прибегаем-то в храм, когда у нас кто-то заболел, или мы сами заболели, или когда беда какая-то у нас случилась, за утешением бежим. Ну да, конечно, есть такие дети, которые ходят только за отцом и говорят: «Папа, дай то. Папа, купи это. Папа, сделай за меня это. Папа, помоги». Ну вот, мы похожи на таких детей: в основном обращаемся к Богу и просим у Него для себя каких-то благ. Это не плохо, это тоже хорошо. Такие молитвы в Церкви называются просительными. И они благословляются. И их очень много. И мы с вами вот сейчас за службой тоже неоднократно обращаемся к Богу и говорим: «Подай, Господи!» Да? Такая молитва, так обращаемся. Это нормально. Но немножко себе представим, какой же это род нашего обращения к Богу? Сравнивая себя с детьми – значит, папа, дай, папа, помоги.  

Есть другой род молитвы, тоже очень хороший. Это когда мы тоже у Бога просим, но не чего-то такого, а мы просим у Него прощения. Мы видим свои грехи, понимаем их. Нам стыдно. И мы говорим: «Господи, помилуй. Господи, прости». Это покаянная, очень хорошая молитва. К ней тоже очень часто Церковь обращается, и часто мы поем, вы тоже слышите: «Господи, помилуй».  

Да, это если опять же так себя понимать, сравнивая с детьми: это когда ребенок набедокурил и не врет, не скрывает, что он набедокурил – там чашку разбил, нахулиганил чего-то. Он идет, и стыдно ему. Но он говорит: «Да, это я. Прости меня, пожалуйста». Просит у своего отца прощения. Это нормально и очень хорошо. В Церкви такая молитва называется молитвой покаянной.  

Но ни просительная молитва и ни покаянная молитва не может сравниться по своей высоте и значению с самой главной молитвой, к которой мы должны стремиться. Потому что эта самая главная молитва ничего не требует. В ней мы ничего для себя не просим: не просим ни каких-то земных благ, не просим прощения за свои грехи. Мы в этой молитве благодарим Бога. Благодарственная молитва есть самая высочайшая молитва. Ангелы и Архангелы, Херувимы, Начала и Власти – вот те самые, о которых вы слышали, читалось сегодня в апостольском чтении (Кол. 1, 12–18), они, пребывая в общении с Богом, постоянно возносят Ему хвалу, и это составляет радость их существования. Вот то самое, что непонятно миру, не знающему Бога. Потому что благодарственная молитва – это есть высшее выражение любви, любви человека к Богу. Человек уже ничего не просит у Бога. Он только счастлив тем, что он общается с Ним. Вот так ребенок бывает счастлив, когда прижмется к своим родителям, и ничего ему не надо, он ничего не просит. И ни прощения уже ни за что не просит, потому что знает, что он и так уже прощен. Он радуется общению со своим родителем. Вот высочайшая молитва. Вот к чему мы с вами все должны стремиться, к какой молитве.  

Именно поэтому самое главное богослужение, которое как раз и сейчас мы с вами совершаем, называется евхаристия или благодарение. Для чего мы с вами вместе собрались сейчас? Благодарить Господа! Вот возглас будет такой, вы услышите, священник призовет и скажет: «Благодарим Господа!» И в этот момент чудо будет совершаться. На престоле хлеб и вино благодатью Духа Святаго претворятся в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову. Сам Христос приходит к нам для нашего спасения, а мы благодарим Его. Вот какая высокая благодарственная молитва.  

Ну, теперь посмотрим снова сами на себя, насколько мы близки к этому роду молитвы и умеем ли мы благодарить Господа. Чтобы лучше это понять, давайте вспомним Евангелие, которое только что мы с вами услышали, не узнаем ли мы в этом евангельском повествовании своего поведения, и с кем мы себя сравним.  

Только что мы слышали такое Евангелие. Христос подходит к одному из селений, и вдалеке десять прокаженных человек. Страшная болезнь и заразная проказа, до сих пор существует. Они вдалеке, потому что им запрещалось приближаться к людям. И каждый человек имел право по закону взять камень и бросить в них, все равно как в собаку, чтобы отогнать, так боялись люди проказы. И они, встав, издалека начали кричать: «Иисус, Наставник, помилуй нас!» Они хотели очиститься. Что вы хотите? Очиститься хотят. Господь говорит им: «Идите, покажитесь священнику». Они пошли по слову Божию показаться священнику. И когда они пошли, совершилось чудо! Они очистились, проказа сошла с них!  

Проказа – это настолько страшная болезнь, что человек заживо гниет, а сам не чувствует. Он разлагается. С одной стороны, организм функционирует, а с другой стороны, руки, пальцы начинают разлагаться, отпадать. Они очистились.  

И вот, один из них поворачивается и бежит назад, к Иисусу Христу. Находит Христа, кланяется Ему и благодарит Бога. А Христос говорит: «Разве не десять очистились? Где же другие девять?» А причем этот человек, который прибежал благодарить Бога, был иноплеменником для иудеев – самарянином. Самарян за плохих людей считали иудеи. «Где же другие? Почему же они не пришли воздать славу Богу?» – спрашивает Христос. И, обращаясь к этому человеку, говорит: «Иди. Вера твоя спасла тебя» (см. Лк. 17, 12–19).  

Вот, дорогие братья и сестры: в ком, как мы себя узнаем в этом повествовании о десяти прокаженных? Нас Господь исцеляет от проказы греха, через Церковь Свою делает все, для того чтобы мы очистились. На кого мы похожи? Возносим ли мы хвалу, подобно самарянину, Господу Богу, или нет? Это очень важный вопрос. Потому что девять-то, они очистились телом, у них тело исцелилось, а душа-то у них не очистилась. Почему? Потому что в ней не было благодарности. А вот этому одному – именно ему сказал Господь: «Вера твоя спасла тебя». Потому что вера – это что? Это равно благодарность Богу. Следовательно, верить в Бога – значит быть всегда благодарным Богу за все, что бы ни происходило в нашей жизни. Быть верным и благодарным Богу и благодарить благой промысел Божий – вот что значит верить в Бога, и тогда отчистятся и освятятся души наши. Будем же возносить славословие Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь. 

17 декабря 2017 года 

Таинство Покаяния 

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом» 

Святитель Филарет Московский и Коломенский 

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается  

ежедневно с 11-30 до 16-00, 

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00. 

Убедительная просьба к тем кто: 

а) не был в храме больше, чем полгода 

б) не причащался больше, чем 3 месяца 

в) имеет нужду в особом пастырском попечении 

г) впал в смертный грех как то: 

  • отречение от Бога; 

  • впадение в ересь или раскол; 

  • убийство; 

  • аборт; 

  • прелюбодеяние; 

  • дача ложных показаний в суде; 

  • непримиримая вражда; 

  • беззаконное сожительство (без регистрации брака) 

обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех. 

Благословение ко Святому Причастию для тех, кто: 

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц), 

  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику 

совершается по будням в 7-30, 

перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30, 

перед Всенощным бдением в 16-30, 

в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.