Приходской листок Троицкого собора, 38 (1111) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 

(Послание к Ефесянам, 6 глава, ст. 10-17) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те дни приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли пить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже семнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противящиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. 

(Евангелие о Луки, 13 глава, ст. 10-17) 

Слово на евангельское чтение об исцелении согбенной женщины (Лк. XIII, 10-17)  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!  

Как благоразумно, благочестиво и правильно поступил каждый из вас, что сегодня и сейчас, в день Господень – Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, – вы пришли для молитвы в молитвенное собрание, храм Божий. Как это правильно и мудро! Потому что, поступая таким образом, мы не только заповедь Божию соблюдаем, но мы здесь встречаемся с Самим Господом нашим. А нам эта встреча очень-очень нужна, каждому из нас, потому что груз повседневных дел, наша повседневная суета буквально пригибает нас к земле. И порой из-за этой суеты мы света Божьего не видим. Душа наша омрачается. Она сгибается под тяжестью наших грехов. Мы не можем преодолеть то, что с ней происходит. Нас буквально скручивает, и нашу душу портит та жизнь, в которой мы с вами живем. И только здесь, в Божьем храме, мы можем распрямиться. Только здесь, в Божьем храме, мы можем увидеть небо отверстым.  

«Земля» на языке библейском означает мир видимый, материальный. И мы, что греха таить, действительно в основном живем своими материальными заботами, все время о материальном печемся и о материальном больше всего думаем. И только здесь, в Божьем храме, мы можем подумать о небесном. Не просто подумать. Не просто подумать, а получить помощь Божию, получить то, чего никто не может нам дать, кроме Бога. Только Бог может исцелить нашу душу. Только Бог может снять с нас тяжелейший груз грехов. Никто, кроме Господа Иисуса Христа, не сможет нас с вами исцелить от нашей страшной болезни – тех грехов, которые скорчивают нас с вами.  

И вот сегодня, придя в храм Божий по заповеди Господней, мы с вами услышали прекрасное повествование о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. Это повествование не только говорит о милосердии Спасителя нашего к физическим страданиям человека, но оно говорит и о духовном значении храма – места молитвы как места духовного исцеления человека. Вот, вот оно, место, где души человеческие исцеляются. О чем же мы только что слышали с вами? Какое повествование? 

Иисус Христос в день субботний – это в Ветхом Завете был день Господень, который сейчас у нас заместился на день воскресный – пришел в молитвенное собрание, синагогу, помолиться и там проповедовал Слово Божие. И Он увидел одну женщину, которая тоже пришла помолиться и услышать Слово Божие. А эта женщина 18 лет страдала тяжелым недугом. Она была скорчена, она не могла поднять голову и, кроме земли под своими ногами, ничего не видела. И так 18 лет она жила в таком страшном положении, мучилась и страдала (см. Лк., 13, 10–11). 

Вот так наши души мучаются и страдают под тяжестью наших грехов. 

И тогда Господь Иисус Христос смиловался над ней. Она ничего у Него не просила, она только в молитвенное собрание пришла, но Он уже увидел ее страдания.  

Так и мы: может быть, мы не умеем правильно молиться и, что нам нужно, попросить не умеем, но сам факт того, что мы пришли в храм, уже значит, что Бог видит нас, видит нашу скорбь, видит наши немощи, видит наши грехи, желает нам помочь.  

Он прикасается к этой женщине скорченной и исцеляет ее. И она распрямляется. Она теперь может видеть небо, она теперь может жить полноценной жизнью (см. Лк., 13, 12–13). 

Вот так и мы с вами в храме Божием получаем силы на полноценную жизнь. Не только чтобы у нас телесная жизнь была правильная – мы получаем силы на полноценную жизнь и духовную, и душевную, и телесную.  

Но, правда, не всем это понравилось. Вот удивительно, мы сталкиваемся с этим в Евангелии. Кажется, Господь делает очевидную вещь – чудо совершает, да какое! Человека исцеляет от его недуга. А законник-старейшина говорит: «Да нет, это неправильно. Что, вам мало шесть дней в неделю, чтобы исцеляться? Вы еще в субботу приходите тут целиться» (см. Лк., 13, 14). И что ему Господь говорит? «Лицемер». «Лицемер! Неужели ты не отвязываешь своего осла или вола в субботу и не ведешь его напоить? Как же Мне было не исцелить эту женщину, которую 18 лет как связал сатана?» И весь народ радовался об этих словах Иисуса Христа, а этим лицемерам стало стыдно (см. Лк., 13, 15–17). 

Дорогие братья и сестры, так и в нашей повседневной жизни получается. Мы идем в храм, здесь исцеляемся, благодать Божию получаем, а не всем это нравится. Многие лицемеры осуждают и говорят: «Зачем вы ходите в храм? Чего в этом храме хорошего? Что это вы там слушаете все? Нет, не надо этого делать! Бог в душе, какой там храм?» –О, лицемеры, которых справедливо осудил Иисус Христос! 

Дорогие братья и сестры, не бойтесь лицемеров, осуждающих нас, что мы любим храм Божий и приходим сюда целиться, исцеляться от наших недугов. Будем радоваться, что имеем Спасителя Господа Иисуса Христа, Который имеет такую власть – наши скорченные души, не видящие ничего перед собой, кроме земли, распрямлять, чтобы мы видели небо Божие и путь своей жизни со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.  

8 декабря 2019 года 

Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Еще ветхозаветные пророки указывали на то, как по-разному смотрят на этот мир человек грешный и Бог. Пророки говорят устами Бога: «Мои пути – не ваши пути» (см. Ис., 55, 8). Пророки говорят: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (см. Лк., 16, 15; 1 Цар., 16, 7; Ис., 1, 10–14; Притч., 16, 5 и др.). 

И мы с вами наблюдаем в современном мире, как, впрочем, и всегда на всем протяжении истории человечества это наблюдалось, что человек стремился превознести совсем не то, что надо превозносить, и поклонялся совсем не тому, чему надо поклоняться. Собственно говоря, грехопадший человек создал себе особую систему ценностей, когда богатство, лицемерие, обман, двоедушие, воровство прикрываются красивыми обертками, и люди к этому стремятся, а тех, кто обладает этими якобы достоинствами, считают своими кумирами и пытаются им подражать. 

Господь Иисус Христос, придя в мир, Своим явлением, буквально как лучом света, высветил правильный путь жизни для человека. И более того, Господь Иисус Христос не просто указал правильные ориентиры в этой жизни и правильные системы ценностей, не просто указал на то, что есть добро, а что есть грех, но основал на земле Свою Церковь Святую, которая буквально за руку того человека, который, конечно же, этого желает – потому что насильно никого Господь не приводит ко спасению, – ведет правильным путем к спасению и вечной жизни.  

Церковь, которую основал на земле Господь Иисус Христос, это общество нас, людей, но вдохновленных Духом Святым. И в этом нашем обществе едины и Церковь земная – то есть мы с вами, живущие сейчас, и Церковь небесная – те люди, которые уже прошли свой жизненный путь. И, объединенная Господом Иисусом Христом, Который пребывает во всех верных, Церковь ведет человека по этой жизни не только примерами, но и руководством. 

И вот сегодня мы чтим и прославляем великого пастыря, молитвенника, руководителя и помощника – святителя и чудотворца Николая, и обращаемся к нему с молитвами. Вслушаемся еще раз, как мы его прославляем. Всем известен этот тропарь. Мы называем святителя Николая «правилом веры». Вслушайтесь в слова. «Правило». Правило – значит, нечто такое, которое дает совершенно точное, верное указание.  

Вот, например, если человек вздумает сесть за руль автомобиля и не будет соблюдать правила движения, он очень быстро попадет в аварию. 

Святитель Николай указывает нам правую православную веру, уча нас этой вере, показывая нам, на чем должна быть основана наша жизнь. Вот что высоко в глазах Божиих – вера, правильная вера. И мы ныне молимся святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он утвердил нас в этой правой вере.  

Но есть некоторые люди, вот как, например, фарисеи, которые жили во времена Господа Иисуса Христа: они знали правила и знали законы, но при этом они были очень гордые и думали, что они лучше других. И эта гордость фактически привела их к духовной гибели.  

А смотрите, что мы говорим о святителе Николае. Он для нас – «образ кротости». Указывает нам правую веру, но указывает и образ жизни, как мы должны жить: с кротостью. Это величайшая христианская добродетель. Через нее проявляется вера. Не через агрессию, не через злобу, не через ненависть к инакомыслящим, а через кротость. Образ кротости святитель Николай. Это очень похоже на слова апостола Иакова, который говорит, что «вера без дел мертва» (Иак., 2, 20). Вот и святитель Николай веру правую содержит и нас учит этой вере, а дела его – это дела кротости, то есть христианского милосердия и христианского учения, поведения, повседневной жизни. Вот бы нам научиться этой кротости!  

Святителю отче Николае, помоги нам жить кротко, как должно жить христианам! 

А как нам научиться жить кротко? Опять тропарь нам дает ответ. Святитель Николай – «воздержания учитель». Без воздержания, значит, братья и сестры, ни веры мы не сможем получить, ни благочестивой жизни.  

От чего же нам надо воздерживаться? Это что, речь идет о посте? Да, и о посте тоже. Но не только в посту же христианин должен воздерживаться. Нам надо воздерживаться от всякой нечистоты, как учит апостол Павел, от всякой скверны, от распрей, от обид, от злоречия. Нам надо воздерживать свой язык, воздерживать свой ум, воздерживать свое сердце от всякого нечестия. И таким учителем воздержания является для нас святитель Николай, которого мы сегодня просим, особенно в дни Рождественского поста, чтобы нам учиться этому благому воздержанию. 

А смотрите далее, вот как раз это очень сообразуется с древними пророками – то, что, казалось бы, у людей не ценится, а у Бога ценится: «Сего ради стяжал еси смирением высокая».  

Смирение. Человек себя смиряет. А в этом мире наоборот: чем человек более гордый, чем более себя возвышает, тем, кажется, это лучше. А тут перед Богом, оказывается, именно смирение высоко. Вот что перед Богом высоко – наше смирение, а не наши мнимые какие-то якобы добродетели, которых, собственно говоря, у нас и нет. 

«Нищетою богатая». Опять, смотрите, какая противоположность. Нищета – это когда нет ничего, да? А мы говорим: «Святитель Николай этой нищетой был богат, потому что он не для себя, а в Бога богател, так, как заповедал Господь Иисус Христос».  

Дорогие братья и сестры, смотрите, какое богатство предлагает нам Святая Церковь. В одном только тропаре святителю Николаю столько мы для себя полезного, назидательного и благого слышим! Попросим же у него, чтобы нам не увлекаться этими кумирами и этими ложными ценностями мира сего, которые пред Богом ничего не значат, а чтобы наша душа увлеклась бы поиском истинного сокровища: веры, надежды, любви, христианской жизни.  

И ныне, прославляя святителя Николая, поклоняясь ему, особенно молясь ему, прося его помощи, мы веруем, что он, «скорый помощник, изрядный чудотворец», услышит, и не оставит нас, и поможет нам жить благочестиво с верою в Господа нашего Иисуса Христа.  

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.  

18 декабря 2019 года 

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! 

Свеча – это зримый образ молитвы человека. Свеча, возжигаемая перед иконой, означает горение нашего сердца в вере. И когда мы зажигаем свечу, мы тем самым изображаем желание иметь в своём сердце веру.  

Свеча в храме не имеет цены – беря свечу, Вы совершаете жертву. Свеча – это символ, знак нашей жертвы Господу Богу.  

Ставя свечи и возжигая их в храме, мы просим у Господа Бога помощи, чтобы наша жизнь была угодной Богу, чтобы мы жили в добре, чтобы мы не совершали грехов. Свеча, сгорая сама, даёт свет и тепло, так и мы, не жалея себя, должны давать людям свет и тепло любви. 

Приобретая свечи в храме, мы совершаем жертву на храм Божий. 

Пожертвования, которые собираются при храме Божием, идут на реставрацию храма, на его содержание, обновление живописи, на поддержание чистоты, на устройство приходской благотворительности, на дела милосердия, на содержание православной воскресной школы для детей и взрослых и Троицкой гимназии, на различные хозяйственные нужды, на содержание хора – иными словами на всё то, что необходимо для нормальной церковной жизни. 

Когда же человек покупает свечи где-то на стороне, у каких-то посторонних людей или в магазине, прельстясь их ценой, он сам, вероятно, не осознаёт что делает. Он этим поддерживает бизнес продающих. Свеча горит, но не приносит духовной пользы этому человеку, только храм коптит! 

В Священном Писании говорится о приносивших чуждый огонь к жертвеннику и их наказании Господом, поэтому приносить и возжигать в храме свечи, не приобретённые в храме Божием, является грехом. Кто хочет, может их жечь дома для своего удовольствия.