Приходской листок Троицкого собора, 37 (1110) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света: ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. 

(Послание к Ефесянам, 5 глава, ст. 8-19) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 

(Евангелие от Луки, 12 глава, ст. 16-21) 

Cлово на евангельскую притчу о безумном богаче (Лк XII, 16-21). 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Когда человек, ищущий спасения своей душе, интересуется учением Церкви о нравственности, о морали, то есть о том, как надо жить, и приникает к сокровищнице церковного богатства, то он обязательно узнает о том, что до пришествия в мир Господа Иисуса Христа была нравственность ветхозаветная, а Иисус Христос принес в мир новозаветную нравственность.  

Что такое ветхозаветная нравственность? Мы с ней очень хорошо знакомы, особенно те, кто читает Псалтырь. Там говорится о том, что если человек живет праведно, то Бог его благословляет. Благословляет праведного здоровьем, благословляет праведного богатством, благословляет праведного успехом. Все это мы можем найти не только в Псалтыри. Об этом много говорится в Книге Притчей Соломоновых, много и хорошо говорится в Книге Премудрости Соломона.  

Мы находим в них, что человек должен соблюдать закон Божий, чтобы ему хорошо здесь жилось. Об этом мы находим в законе Моисеевом, где, например, прямо говорится: «Чти отца твоего и матерь твою и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (см. Исх., 20, 12). То есть нравственность, которую Бог открыл людям еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, была совершенно ясна: соблюдай закон, и будет тебе все хорошо в этой жизни. Причем если внимательный читатель будет изучать Ветхий Завет, то он найдет там, что практически ничего в Ветхом Завете не говорится о вечной жизни. 

Те заповеди, которые Бог дал через Моисея, и те благословения, которые произнесены на праведников, они в основном касаются жизни нашей повседневной. Это очень понятные заповеди. Не делай зла, не греши, и будет тебе все хорошо. Будешь делать зло… А дальше в Ветхом Завете, в частности в Псалтыри, описывается, какие кары бывают грешникам. Причем не там, в вечности, а здесь, в этой жизни.  

Казалось бы, очень ясная ветхозаветная нравственность. Но в том же Ветхом Завете мы находим Книгу Иова, где задают совершенно другие вопросы, такие, на которые нет ответа в рамках ветхозаветной нравственности. Иов был праведный, и все у него было в соответствии с его праведностью. Но Бог посылает ему испытания, и он все теряет. Он теряет свою семью, теряет свое имущество, теряет свое здоровье, покрывается проказой. Как так может быть, чтобы праведник такие испытания и мучения переносил? 

И не только в Книге Иова такие вопросы задаются. Находим это и в Книге премудрого Экклезиаста, вопрошающего о том, почему же так бывает, почему бывает один и тот же конец и у праведного, и у грешного (см. Еккл., 9, 2), и те, и другие превращаются в гнилые кости. И в рамках ветхозаветной морали ответа на это нет. 

Конечно, ответ давался многократно пророками. «Потому вы получаете горе, потому вы получаете болезни, что вы от Бога отступили. Потому вам кары, потому вам несчастья, что вы идолам кланяетесь. Потому вы бедны и потому вы скорбны, что вы не соблюдаете Божьи заповеди». Проще простого ответ. Но тот же, тот же праведный Давид говорит: «Нет праведного на земле, нет ни единого» (см. Пс., 13, 3). Так как же так?  

Действительно, это очень важный вопрос: как дальше, как так? И Бог, Который дал закон ветхозаветный человеку, подготавливая его к тому, чтобы он принял главную суть Божественной любви, посылает в мир Сына Своего Единородного Господа Иисуса Христа, Который приносит в мир новозаветную нравственность. Иисус Христос уже не говорит о том, чтобы если ты вот сейчас все хорошо делаешь, то будешь очень богатым. Он говорит наоборот: «Блаженны плачущие, потому что вы утешитесь. Блаженны изгнанные за правду, ибо ваше Царство Небесное» (см. Мф., 5, 4, 10). Он никому из своих последователей не обещает благоденствия. И Царство, которое Он приносит в этот мир, ничего общего не имеет с царством, о котором мечтали древние иудеи, с царством, в котором течет в реках мед и молоко, где всеобщая радость, всеобщее благоденствие, все народы покорились и только кланяются и прославляют своих владык.  

Господь совсем другое говорит. Он говорит: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, а для того, чтобы послужить миру и спасти мир» (см. Мф., 20, 28). Иисус Христос знает, что мы не можем быть праведными по своей природе. Он знает, что мы постоянно грешим. Он знает, что по справедливости вообще ничего доброго нам быть не может. И Он открывает для нас истину. Те испытания и те несчастья, которые мы переносим в жизни, – они только подготовка к другой жизни, вечной, которую Он, Иисус Христос, приготовил для нас на небе. И Он ведет нас в это Царство, новое Царство, Царство Нового Завета, где уже не будет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. Но оно основано не на том, на чем основан Ветхий Завет. 

Ветхий Завет так основан: вот я Тебе, Бог, даю исполнение заповедей, а Ты мне давай все, что полагается: богатство, здоровье и далее по списку. А Новый Завет – совсем другое. Новый Завет говорит о любви. Говорит о любви. И ради любви люди идут за Иисусом Христом, потому что Христос пришел в мир ради любви к людям. Не потому, что они хорошие, не потому, что они закон исполнили. Нет. Он ради любви нашу вину берет на Себя, нашу ответственность берет на Себя, наши страдания берет на Себя. За нас восходит на Крест, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную. Это такое новое явление, новая проповедь – проповедь любви. И мораль Нового Завета – это мораль не закона, а нравственность любви. 

Это что значит? Это значит, что я свою жену не бью не потому, что я боюсь, что меня посадят, а потому, что я ее люблю. Вот почему. Это значит, что я не говорю гадости про другого человека не потому, что меня засудят за клевету, а потому, что я не хочу поганить свой язык. Я не хочу. Я его люблю, как я могу про него говорить гадости? Это новый подход, совершенно другой. 

Я молюсь Богу не потому, что иначе Он мне не даст ни богатства, ни здоровья, ни успеха. Нет. Я молюсь Богу потому, что я Его люблю. Это совсем другой подход. Это самое основное, что принес в мир Иисус Христос. Он принес в мир любовь через Свой Крест, потому что Он любит нас и нам говорит то же самое, то же самое. Если ветхозаветная заповедь говорила: «Око за око, зуб за зуб» (Лев., 24, 20), Господь говорит: «Не противься злому» (Мф, 5, 39). Это как же можно понять? Это же невозможно нам сейчас понять, хотя мы воспитаны уже в Новом Завете. Именно этот закон, закон любви, и есть то, к чему зовет нас Христос. И вот через любовь, и только через любовь, мы с вами спасемся. Это очень важно нам понять и запомнить.  

Почему такое длительное предисловие? Ведь, казалось бы, Евангелие-то было совсем о другом, которое только что прочли. Ничего подобного. Евангелие было именно об этом. И я сейчас напомню вам, какую же притчу мы сегодня слышали, рассказанную Господом Иисусом Христом. И когда ее будете слушать, вот вспомните тогда, что такое ветхозаветная нравственность и что такое новозаветная нравственность. 

Итак, притча очень простая. У одного человека богатого родился огромный урожай. И он думает, размышляет: «Что же мне делать? Сломаю я все старые постройки, построю новые, запасу туда, засыплю весь урожай и скажу: “Душа моя, всего у тебя много. Ешь, пей, веселись, радуйся на многая лета”» (см. Лк., 12, 16–19). 

Сделал ли что-нибудь плохое этот богатый человек? Ничего плохого. Именно то, что описывается в Псалтыри. Бог ему послал урожай, он рачительно подумал, как надо ему дальше собрать этот урожай, что надо построить. А уж эти слова: «ешь, пей, веселись, радуйся», они прямо взяты из Книги Премудрости Соломона, где Соломон описывает торжество праведников пред Господом.  

Казалось бы, праведный человек. И по ветхозаветной нравственности, действительно, это праведный. Но что говорит Христос? Господь, Тот Самый, Который говорил фарисеям: «Вы говорите: не убивай, а Я говорю вам: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, уже убивает его в сердце своем. Вы говорите: не прелюбодействуй, а Я говорю вам: всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем» (см. Мф., 5, 21–22, 28; 1Ин., 3, 15). Что говорит Господь, Который принес в мир новую заповедь, заповедь любви, новозаветную нравственность? Он говорит ему: «Безумный, в эту ночь Ангелы истяжут душу твою. И кому будет все, что ты собрал?» (см. Лк., 12, 20). 

А дальше самые главные слова в этой притче. «Так бывает с теми, кто для себя, а не для Бога богатеет» (см. Лк., 12, 21). Вот в чем дело. Ветхозаветная мораль – это как для себя мне сделать хорошо, а новозаветная – как для Бога. То есть Бог Кто есть? – Бог есть любовь. Значит, если ты пребываешь в любви, то ты пребываешь в Боге. Если ты надежду свою полагаешь на временное богатство – бессмыслица. В эту ночь все заберут, и ничего не останется. А если ты надежду полагаешь в Боге, все с тобой будет.  

А как это «в Бога богатеть»? А так, как Иисус Христос. Он пришел в мир для чего? Чтобы душу Свою положить за нас с вами. Значит, что такое «в Бога богатеть»? Когда ты делаешь другому человеку добро, ты в Бога богатеешь. Когда ты кому-то помогаешь, ты в Бога богатеешь. Когда ты любишь другого человека, ты в Бога богатеешь. Когда ты разделяешь чье-то горе, ты в Бога богатеешь. Вот что значит в Бога богатеть. Не для себя служить, не себе собирать что-то, а для другого делать, другому служить, как служил Господь Иисус Христос. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал., 6, 2) – вот оно, в Бога богатеть. Вот этого никто не отнимет. И когда душу нашу истяжут, вот это богатство нашей любви, которое мы здесь сейчас соберем через любовь, милосердие, благость, кротость, воздержание – через все это, вот это богатство с нами-то все и останется.  

Вот это и есть новозаветная нравственность. Жить не из-за страха, что тебя Бог накажет, а из-за любви к Богу. Заповеди Божии соблюдать не для того, чтобы мне хорошо было жить сейчас, а потому, что мы любим Господа Иисуса Христа и идем за Ним. Друг друга любить и друг друга прощать не потому, что за это мы рай получим. Рай мы получим по любви Божией. И вот ради этой-то Божией любви мы и есть христиане, потому что мы любим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и учимся любить друг друга. И в этом и есть смысл нашей христианской жизни. 

Дорогие братья и сестры, услышав в сегодняшний день во время богослужения сию мудрую и спасительную притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом, попросим сил у Него, чтобы нам богатеть в Бога, творить дела веры, надежды и любви и прославлять Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.  

1 декабря 2019 года 

10 заповедей – добродетели и грехи. 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила 

5. Почитай отца своего и матерь свою 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них 

6. Не убивай 

Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним 

7. Не прелюбодействуй 

Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры 

Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие 

8. Не воруй 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет 

10. Не желай чужого 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё