Приходской листок Троицкого собора, 36 (1109) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

            Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

(Послание к Ефесянам, 4 глава, ст. 1-6)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

            И вот, один законник встал, и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10 глава, ст. 25-37)

Слово на евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. X, 25-37).

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Проповедь во время Божественной литургии, которая с древних времен совершалась сразу же после Евангельского чтения, является неотъемлемой, указанной в Уставе, частью Божественной литургии. Но священник, когда готовится к службе, всегда стоит перед задачей, как ему лучше передать глубоко духовное содержание Слова Божия. И иногда бывает очень сложно, потому что нет достаточных человеческих слов для объяснений таких высочайших истин, как тайна Святой Троицы, как тайна Божественного воплощения, как, каким образом соединяются Божественное и человеческое в Господе Иисусе Христе. Всегда перед проповедником стоит большая богословская проблема: как лучше найти возможность донести до ума, а главное – до сердца верующих и молящихся эти основные истины.

            Но вот в сегодняшний день, я думаю, перед любым проповедником в храме Божием православном такой серьезной проблемы не стоит, потому что, по большому счету, комментировать нечего, объяснять нечего. Вслушайся и сделай. Все.

            Господь Иисус Христос сегодня рассказал нам притчу (Лк., 10, 25–37). Он эту притчу рассказал человеку, который задал Ему вопрос о том, какая главная заповедь Божия. Он и сам знает эту заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою своею, всею крепостию своею и ближнего своего, как самого себя». Вот эта заповедь, единственная важная, на которой «весь закон и все пророки» (см. Мф., 22, 40).

            Иисус Христос говорит этому человеку: «Ты правильно понимаешь, правильно».

            Вот мы тоже правильно понимаем. Знаем, что в Бога надо веровать, а человека надо любить. Знаем это своим разумом. Каждый христианин должен это знать. А вот как мы это в жизни исполняем, это, конечно, совсем другой вопрос. Об этом очень остро говорил апостол-евангелист Иоанн Богослов. Он говорит: «Лицемер, как же ты можешь говорить, что любишь Бога, Которого не видел, а человека, которого видишь, брата своего, ненавидишь? Научись прежде любить брата своего и тогда сможешь полюбить Бога» (см. 1 Ин., 4, 20–21).

            Так вот, сегодня мы слышали, как Господь Иисус Христос нам простейшую человеческую вещь говорит и объясняет нам, что нам нужно делать в этой жизни – для этого не надо больших богословских познаний. Почему Ему приходится нам это объяснять? Потому что этот знающий человек – который заповедь хорошо рассказал, все верно ответил, – когда его Христос похвалил, сразу же Ему задает вопрос: «А кто мой ближний?» То есть кого это я должен любить? «Кто мой ближний?» И что ему Христос отвечает? Может даже показаться, что Христос и не ответил ему на этот вопрос, потому что там главное было: «Кто? Кто ближний?» Вот человек-отступник, он мне ближний? Вот опустившийся пьяница, он мне ближний? Татарин некрещеный, он мне ближний? Важный вопрос. И вот его этот человек задает. А Иисус Христос, вместо того чтобы ему ответить, начинает рассказывать притчу.

            Один человек пошел из города Иерусалима в город Иерихон. На него напали разбойники, избили, все забрали и бросили валяться еле живого. Проходит мимо священник, посмотрел и пошел дальше. Проходит мимо левит – это служитель ветхозаветного храма, посмотрел и пошел дальше. А вот идет самарянин – а самаряне считались у евреев вероотступниками и язычниками, – и увидел, и стало ему жалко этого человека. Взял его, дезинфицировал его раны, перевязал его, положил его на своего осла. Привез его в гостиницу, там номер ему взял. Дал деньги и попросил служащих гостиницы, чтобы они о нем позаботились. А поскольку самарянин путешествовал, он говорит: «А если вы больше истратите денег на его содержание, кормежку и так далее, когда я вернусь, я все это вам заплачу».

            И, рассказав такую притчу, Иисус Христос спрашивает человека, который задал Ему вопрос: «Как ты думаешь, кто из этих трех был ближним человеку, попавшему к разбойникам?» Тот отвечает: «Конечно, сотворивший милость». И тогда Господь Иисус Христос говорит ему: «Иди и ты совершай так же».

            Все. Вот он, ответ. Вот оно, содержание проповеди. Вот что Господь говорит нам с вами, что мы должны делать, если желаем быть христианами. Точка. Это яснее ясного.

            Вложим это не только в свои мозги – что очень важно, вложим это в свое сердце. Потому что если в нашем сердце не будет милосердия и сострадания, то мы никогда не сможем быть настоящими христианами.

            Итак, Господь говорит сегодня каждому из нас: «Иди, и ты твори такожде». Аминь.

            24 ноября 2019 года

Слово в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            «Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех», – так прославляем мы Матерь Божию.

            Сегодняшний праздник объясняет нам с вами суть этого прославления. Бога человек видел и общался с Ним постоянно в раю, пока пребывал в единстве и любви с Богом. Но когда человек задумал жить без Бога, по своей воле, в мире появился грех, в мире появились болезни, и страдания, и смерть. Их Бог не создавал. Это их человек создал по своей воле и по своему желанию. И человек потерял богообщение. Но Бог имеет любовь, и Он Сам есть любовь к человеку. И чтобы не оставить его, и чтобы напоминать ему постоянно, на протяжении человеческой истории Бог неоднократно обращался к человеку, чтобы человек вернулся в райское состояние, которое потерял, и ушел от греха.

            Бог заключил с человеком завет, то есть союз, дал ему закон. И знаком славы Божией в этом мире был сначала переносной храм – скиния. И о ней, об этой скинии, мы слышали только что апостольское чтение (Евр., 9, 1–7). Апостол Павел описывает устройство этой скинии. А потом царь Соломон построил величественный храм во имя Божие. Это был единственный храм на земле, построенный в честь Единого Бога, и слава Божия пребывала там. Этот храм являлся напоминанием всем людям о Боге и о потерянном рае.

            Правда, трагична история древнего Израиля. Они от Бога отступали, и потом храм разрушался, разрушался до основания. И потом его снова строили. И во времена Иисуса Христа стоял другой храм, построенный Зоровавелем. Это была копия, уже не столь величественная, но тоже на том же месте Соломонова храма.

            И вот сегодня Церковь вспоминает, как в этот храм Иоаким и Анна привели свою Дочь, отроковицу Марию, и как Она вошла в этот храм. Они туда Ее привели по обету, по обещанию, потому что они обещали Богу, будучи бездетными, что если Бог дарует им дитя, они посвятят его Богу. И вот они исполняют свой обет, и далее предание возвещает нам удивительную вещь, в которую до сих пор многие не хотят верить и говорят: «Этого не может быть. Этого бы никто не допустил». А вещь следующая.

            Предание нам говорит о том, что первосвященник, который принял дар от Иоакима и Анны – отроковицу Деву Марию, не просто Ее ввел в храм, он ввел Ее во Святая Святых, куда сам мог входить только лишь один раз в году.

            Неверующие говорят: «Этого не могло быть». Но Бог сильнее всех человеческих установлений. И Церковь верует, что это было. Почему? Да потому, что Святая Святых только лишь обозначала присутствие славы Божией, и там хранились вещественные знаки этой славы. Апостол Павел их сегодня перечислял: это скрижали завета, это жезл Ааронов, это сосуд с манной. Всё это находилась в ковчеге. И этот ковчег покрывался крыльями изображенных херувимов и серафимов. Но Ту, Которую первосвященник ввел во Святая Святых, мы прославляем как «Святая Святых большую» (см. Акаф., икос 12), потому что если ветхозаветный храм только являлся местом славы Божией, то Пречистая Преблагословенная Дева Мария Сама явилась храмом Божества, ибо Она носила во чреве Своем Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Воистину ветхозаветный храм потерял свое значение с введением во храм Пресвятой Богородицы. Вот явился миру истинный храм Божий – Пречистая Дева, Которая послужит спасению всех нас.

            Бог завершает Свое дело. Он сначала через пророков говорит людям о законе Божием. Потом дает ему все возможности к исполнению этого закона. И когда уже все это исчерпано, и человек не смог воспользоваться всем тем, что дано ему было, Бог решает Сам прийти в этот мир, чтобы никому не дать погибнуть, но спасти всех нас. И местом этого явления, местом явления Самого Господа – не славы Его только лишь, не подобия Его, но Самого Господа во плоти, – является Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. Воистину Она явилась Святая Святых большей. Воистину ныне мы прославляем Ее, чтим Ее, молимся Ей, благодарим Ее за то дело спасения, которое Она совершила. И с любовью взываем к Ней, Совершительнице воплощения Господа Иисуса Христа:

Радуйся, селение преславное Сущего на серафимах! Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

4 декабря 2019 года

Памятка родителям-прихожанам

Троицкого собора г. Подольска

о подготовке детей ко Святому Причастию

            Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой.

            Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути.

            Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности.

            Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь

            Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию.

            Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам:

1.         Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно.

2.         Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника.

Например:

* до 4 лет:

            • утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю:

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких.

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш».

* от8 до 10 лет прибавить:

            • в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»;

            • в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»;

            • во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…».

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила;

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно.

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью.

3.         Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди.

4.         Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.

            До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах.

            После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем.

            С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач.

            С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак.

            Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они.

5.         Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой.

6.         Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются).

            Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту).

            После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.