Приходской листок Троицкого собора, 33 (1106) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

            Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, ст. 11-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

            Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения" Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

(Евангелие от Луки, 16 глава, ст. 19-31)

Слово на евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк. XVI, 19-31).

Прот. Александра Ганабы          

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Наша вера в Господа Иисуса Христа не дает нам возможности быть равнодушными. Христианин, если он действительно христианин, то есть идет за Христом, не может быть равнодушным и безразличным к чужому страданию, к чужому горю, к чужой беде.

            Ведь дело в том, что сама вера-то наша из-за чего произошла? Ведь Бог по определению безстрастный, то есть Он не так, как человек, реагирует на боль или страдание. Это все недоступно Божеству. Но Богу, оказывается, не все равно, что с нами происходит. То есть Бог не равнодушен по отношению к нам. И, желая нам спасения и вечной жизни по Своей любви, Бог воплощается в Человека, становится Человеком. Господь Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек. Приходит Христос в мир для чего? Чтобы взойти на Крест. Потому что Он не равнодушен. Для чего Он восходит на Крест? Чтобы нас избавить от смерти и дать нам жизнь.

            А теперь подумаем: мы с вами носим на груди крест, называем себя христианами. Можем ли мы быть равнодушными? Что такое равнодушие? Оказывается, можно назвать еще по-другому это состояние души человеческой, оно определяется по-славянски как «немилосердие». Немилосердие. Вот есть милосердие, а есть немилосердие. Вот это состояние равнодушия как раз ведет к тому, что человек перестает быть христианином. И тогда крест-то, может быть, он на себе носит поверх тела, а в сердце-то его креста-то и нет. А вот это уже страшно.

            И вот только что мы с вами слышали притчу, в которой Господь Иисус Христос совершенно точно нам показывает, категорически указывает нам на последствия равнодушия. Предупреждает нас, братья и сестры. Господь нас предупреждает. Вот как мы детей своих учим и предупреждаем, говорим: «Не перебегай дорогу на красный. Не перебегай! Рано или поздно машина тебя задавит», вот так Господь предупреждает нас о последствиях равнодушия или немилосердия.

            Притча-то очень простая (Лк. 16, 19–31). Жил богатый человек. Жил прекрасно, питался хорошо. Все. Не сказано, что он был грешник или какой-то нехороший. Нет. Просто жил, наслаждался жизнью, никого не трогал, никому ничего не делал плохого. Впрочем, и хорошего тоже ничего никому не делал. Жил для себя. И рядом с ним, как в притче говорится, буквально на ступеньках его дома, жил нищий, пораженный всякими болезнями, питался крохами, которые падали ему с отходов от стола этого богача. Такова была его жизнь. Богач этого нищего не видел, не сострадал. Ему все равно было.

            И последствия. Умер нищий и оказался на лоне Авраамовом, то есть, сказать по-христиански – в раю. Умер богач и оказался в аду.

            Вот и вся притча. Вот и весь вывод, который каждый из нас должен себе сделать: куда приводит немилосердие и куда приводит равнодушие. Туда, где сконцентрировалось отрицание Бога. Ведь Бог есть любовь. Бог есть милосердие. А если в существе каком-то нет ни любви, ни милосердия, то место, где такие существа обитают, и называется ад. Страшное место. Невозможно его даже себе представить, и всех ужасов, которые ожидают душу человеческую, оказавшуюся в адском состоянии.

            Дорогие братья и сестры, много можно толковать эту притчу, потому что там есть много разных других обстоятельств. И рассказывается о диалоге этого богача с Авраамом. И о том, как этот богач заботится, чтобы его братья в ад не попали. Это все очень важные и нужные вещи и знания, и их каждый может при желании подробно прочесть. Но прошу вас обратить внимание сейчас на одну-единственную мысль, которую легко запомнить: не будьте немилосердными. Не будьте равнодушными. Надо замечать чужую боль. Надо замечать чужую беду. Надо быть сострадательными. Надо быть милосердными. Потому что немилосердие ведет в ад, а милосердие ведет к Богу и ко спасению души и жизни вечной. Аминь.

            3 ноября 2019 года

Святые бессребреники Косма и Дамиан Азийские

Память 1(14) ноября

            Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: "Даром получили, даром давайте" (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

            Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: "Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа". Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

            По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: "Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?" "Мы рабы Христовы Косма и Дамиан" – отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

Таинство Покаяния

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т.е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом»

Святитель Филарет Московский и Коломенский

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается

ежедневно с 11-30 до 16-00,

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00.

Убедительная просьба к тем кто:

         а) не был в храме больше, чем полгода

         б) не причащался больше, чем 3 месяца

         в) имеет нужду в особом пастырском попечении

         г) впал в смертный грех как то:

  • отречение от Бога;
  • впадение в ересь или раскол;
  • убийство;
  • аборт;
  • прелюбодеяние;
  • дача ложных показаний в суде;
  • непримиримая вражда;
  • беззаконное сожительство (без регистрации брака)

         обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех.

Исповедь, как благословение ко Святому Причастию для тех, кто:

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц),
  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику

         совершается по будням в 7-30,

         перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30,

         перед Всенощным бдением в 16-30,

         в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.