Приходской листок Троицкого собора, 17 (1130) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии 

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, – и Бог мира будет с вами.  

(Послание к Филлипийцам,4 глава, ст. 4-9.) 

Евангельское чтение на литургии  

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и оттерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря; потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет во Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: “не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле” (Захар. 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 

(Евангелие от Иоанна, 12 глава, ст.1-18) 

Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Читая Святое Евангелие, внимательный верующий человек иногда своим верующим сердцем так проникает в то, что там описывается, что думает: «Ну почему я не жил в то время? Почему я своими глазами не видел Господа? Почему я не могу прикоснуться к тому величайшему происходившему событию, которое определило жизнь всего человечества и лично меня, читающего эти строки?»  

Да, когда мы читаем святые страницы, повествующие нам о Господе, нам порой кажется, что уж если бы мы услышали слова Господни, если бы мы получили от Него благословение личное, то мы бы были совсем другими, не такими, как мы есть.  

Но Святая Церковь, которая создана Господом, чтобы Ему пребывать здесь, в Церкви Христовой, во все дни до скончания века, для того и существует на земле, чтобы мы могли через Таинства церковные, через молитвы православные буквально прикоснуться к величайшим событиям, которые принесли нам с вами спасение и вечную жизнь.  

Сегодня Святая Церковь призывает нас с вами уподобиться жителям Иерусалима, которые вышли навстречу Господу Иисусу Христу. Вот и обычай, обычай православный, наблюдаемый во многих странах: в руках у нас цветы, ветки, вот, у меня даже пальма. А на Востоке, где пальмы растут, в основном все с пальмами люди приходят в храм Божий. А у нас – на севере, где никаких пальм нет, да и цветы еще почти нигде не вырастали, всегда народ православный, как-то желая уподобиться древним жителям Иерусалима, приветствовавшим Христа, которые, как мы слышали в Евангелии, резали ветви и постилали их по пути шествия Господа, вербочки, которые распускаются к этому времени, срезает и с ними приходит в храм Божий.  

Что значит этот знак? Да, кажется, мелочь такая. Но что это такое? Зачем эти веточки? Что они значат? – А они значат, что мы хотя бы через эти веточки желаем прикоснуться к величайшему и святейшему событию, которое дает нам вечную жизнь.  

Слышите, как поется в тропаре сегодняшнем: «Мы, яко отроцы, – то есть маленькие дети, – победы знамения носяще…» То есть это не просто веточки. Это знак – знак победы. Какой победы? – Победы жизни над смертью. Почему вышли люди встречать Иисуса Христа, когда Он в город Иерусалим входил? Евангелист Иоанн объясняет: потому что они услышали, как Христос друга Своего Лазаря, который уже четыре дня как лежал во гробе и разлагался, воскресил. Тот был мертв, а Господь Иисус Христос его воскресил (см. Ин., 12, 17–18). Вот люди и собрались приветствовать и увидеть Того, в Чьей власти мертвецам дать жизнь. А значит – победы чего? Победы жизни над смертью, победы Бога над адом.  

А в чем знамение? Какой знак? – А знак простой. Вот верба, если еще два месяца назад на нее глянешь – под снегом, никакой жизни нет. Есть там жизнь? – Фактически выглядит как мертвая. Солнце засветило, весна приходит. Верба подает знаки жизни, распускается. Вот он – знак. Сам Господь через природу дает нам знаки – знаки, что Он – Победитель смерти и Раздаятель жизни.  

Вот люди и встречали Его, резали ветви зеленые как знак жизни, и приветствовали Его приветствием: «Осанна в вышних!» Осанна – древнее еврейское слово. Трудно его перевести. Оно, наверное, не имеет точного перевода. Это все равно что «Ура!», «Да здравствует!», «Слава!». Какой еще может быть клич радостный? Ребенок порой не знает, что сказать, просто кричит разные звуки, но видно по нему, что он радуется. Так и «Осанна» – это молитвенный радостный приветственный клич, которым люди приветствовали Господа Иисуса Христа.  

И вот мы сегодня фактически прикасаемся к евангельским событиям. Не просто прочитали в Евангелии, что жители Иерусалима вышли навстречу к Иисусу Христу, что дети приветствовали Его, кричали: «Осанна в вышних!». Не просто прочитали, что Иисус Христос во исполнение древних пророчеств сел на молодого осленка и на нем въезжал в Иерусалим.  

Да, конечно, разве так цари ездят? Цари на колесницах позолоченных ездят, с богато украшенной упряжью, их множество свиты и множество коней сопровождают. А здесь – на осленке, как простой путешественник. На Востоке даже последний бедняк имел ослика, даже рабы своих осликов имели. Вот и Христос въезжает в Иерусалим, в знак Своего величайшего смирения, на ослике. Но Он – Царь. Только Царь не от мира сего. Царь, Который приходит, чтобы Царство даровать нам, которое внутри нас есть (см. Лк., 17, 21). И мы не просто про это прочитали в Евангелии, а Церковь дает нам возможность духовно сопережить этим древним иерусалимлянам. И мы держим в руках ветви и приветствуем Господа нашего, Царя нашего, Спасителя нашего, Который даст нам вечную жизнь, Который наши грешные души восставит, Который нас, духовно мертвых, воскресит. Мы радуемся. Мы радуемся и зовем Его к себе, в нашу жизнь, чтобы Он вошел к нам в наше сердце, и здесь, в нашем сердце, учредил Свое вечное Царство. И вот эти победы знамения в наших руках – как знак того, что мы любим Господа, желаем, чтобы Он был с нами, реально осязаем, и зовем Его ныне, и прославляем: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Аминь.  

20 апреля 2020 года 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1.  Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2.  Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3.  Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4.  Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5.  Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6.  Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.