Приходской листок Троицкого собора, 16 (1129) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело: то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! 

(Послание к Евреям, 9 глава, ст. 11-14.) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.  

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн, и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от меня зависит, но кому уготовано.  

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. 

(Евангелие от Марка, 10 глава, ст. 32-45.) 

Слово в Неделю 5-ю Великого поста. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Представим себе невероятное событие. В один прекрасный день, например, завтра, дают объявление: «Приказывается всем жителям нашей страны быть добрыми, – пункт первый. Приказывается всем любить друг друга, – второй пункт. И пункт третий – кто не будет этого делать, тот подлежит немедленному уничтожению».  

Ну, кажется, такое невозможно. Нелепо, да? А почему нелепо, если задуматься? А разве не о том же мы мечтаем, когда говорим: «Как бы хорошо, чтобы начальники заботились о народе, им подчиненном. Как бы хорошо, чтобы родители заботились о своих детях. Как бы хорошо, чтобы каждый выполнял свой долг. Как бы хорошо, чтобы не было бы воровства, обмана, убийств». Но для этого нужно сделать хорошие законы. Ведь у нас кто всегда виноват? Законы. Правитель виноват – плохо смотрит за министрами. Дума вообще никуда не годна, одни негодяи. Они никакого хорошего закона придумать не могут. Вот хороший закон: «Приказываю всем быть добрыми. Кто не добрый, того уничтожаем, и все. Живем одни добрые. Всех недобрых на свалку, сжигаем. Все, оставляем одних добрых».  

А почему нет? Это же так здорово, хорошо! Скажем, что это неправильно? Методы неправильные? А есть ли у государства другие методы? Вообще, на земле есть ли другие методы достичь справедливости? Вы назовите мне хотя бы одну войну за всю историю человечества, которая бы одной из сторон не объявлялась бы справедливой? «Мы справедливо идем забирать свои земли, потому что наши предки здесь жили. Мы справедливо идем права человека защищать, потому что там несправедливое государство и не защищает права человека». Хоть одну войну за всю историю? Как правило, всегда, кто бы ни начинал войну, она всегда справедливая.  

Другие методы есть у нас на земле заставить людей быть добрыми? Сколько различных устройств государственных испробовало человечество? И в конечном итоге, какие бы не были режимы, бесполезно. Вот на Востоке за воровство руку отрубают, а за прелюбодейство камнями насмерть побивают. Что, воровство там исчезло? Продолжают рубить руки. И воровство продолжает быть. Что, прелюбодейство исчезло? Продолжают прелюбодейничать, хотя и камнями насмерть забивают. А в других странах в землю закапывают. Действует? – Не действует!  

Так что же получается? А получается то, что ни один из методов воздействия, которые придумало человечество, отпавшее от Бога, ни один из этих методов не сработал.  

Да что человечество, отпавшее от Бога? Господь Моисею дал закон. Бог! Бог Моисею дал Закон. Тоже страшный, тоже жестокий. Закон Ветхого Завета. Там и око за око, и зуб за зуб, и ушиб за ушиб, и смерть за смерть – все там есть, все предусмотрено. И отступление от веры карается, и идолопоклонство преследуется. Все на свете предусмотрено. Их более шестисот, этих указаний Ветхого Завета. И что? Смог Закон исправить человека? – Не смог. Не смог! Не то что человеческий – Божий Закон не исправил человека. Так что же делать-то? 

И вот приходит в мир Человек, Который говорит: «Царство Мое не от мира сего». И начинает рассказывать притчи о том, какое это Царство, которое Он принес. Говорит о погибших овцах, говорит об утерянных драхмах. Говорит о полях, которые засеваются семенами и которые дают хороший всход. Говорит о рыбах, которые бывают пойманы неводом. И все это образы какого-то Царства. А потом Сам называет Себя Царем и учит всех этому Царству, в котором есть один-единственный закон, один-единственный, и заповедь одна-единственная, новая, вернее, хорошо забытая старая. Он говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (см. Ин., 13, 34). 

Вот оно – новое Царство, которое принес в мир Господь Иисус Христос. Но при этом Он не говорит и не заставляет людей приходить в Его Царство. Он зовет к Себе. Он стучит в двери наших сердец. Он говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся, обремененные» (см. Мф., 11, 28). Он зовет, как хозяин зовет на пир: «Приидите. Все приготовлено. Трапеза приготовлена. Радость приготовлена. Двери райские открыты. Царство Небесное ждет вас».  

Это Небесное Царство уже здесь, на земле, может действовать в наших сердцах.  

Когда начинается Божественная литургия, главный возглас, первый: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Но как стать гражданами этого Царства? Есть единственный способ стать гражданином этого Царства – это позволить Царю царствовать в своем сердце. Позволить Царю, Царю всего существующего и Создателю, исправлять Свой закон любви в своем сердце. А что для этого нужно сделать? Следить за другими, какие они, добрые или злые? Переустраивать мир? Что для этого нужно сделать? Ругать Думу? Или соседку плохую, которая никуда не годная? Или своих детей, которых не сумел воспитать, и они теперь о тебе не заботятся? Кого?  

А никого не ругать! Самому для начала исправиться. Вот, самому открыть свое сердце для того, чтобы там у тебя царил Господь Иисус Христос. И вот когда ты сам начнешь учиться любить, когда ты сам начнешь учиться служить, когда ты не других будешь перекраивать и исправлять, и не другим будешь указывать, какими они добрыми и замечательными должны быть, а когда сам начнешь себя делать добрым, учиться любить когда начнешь – вот, ты уже подал документы на гражданство в Царстве Небесном. Вот это уже значит, что вот-вот, и будешь гражданином. Помните, как Господь Иисус Христос сказал одному законнику, который похвалил Его? Христос сказал, что главная заповедь – это любить Бога и друг друга. А этот законник говорит: «Верно Ты сказал, Учитель». И Господь сказал ему: «И ты уже недалеко от Царства Божия» (см. Мк., 12, 28–34). 

Так вот, дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь нам очень ясно и ярко показывает через Святое Евангелие, которое мы только что слышали (Мк., 10, 32–45), к какому Царству мы должны стремиться и какое Царство принес в мир Господь Иисус Христос.  

В Евангелии, вы слышали, говорилось о том, что Христос рассказывает об этом Своем Царстве и о том, какими средствами Он будет воцаряться в этом мире. Он говорит: «Взойдем мы сейчас с вами в Иерусалим, и там Меня арестуют, оплюют, будут надо мной издеваться, бить, а потом убьют. Но Я в третий день воскресну». – Фактически Он рассказал план спасения мира через Свои страдания. Он поделился, какой ценой открываются врата в Его Царство, Царство Божие. Ценой Его Крови. Ценой Его страданий. Ценой той Жертвы, которую Он приносит за всех нас.  

А дальше – ужасно, конечно. Подходят Иоанн и Иаков, два брата. Все слышали, все видели. И что говорят? «Господи, дай нам сидеть около Тебя с правой и с левой стороны, когда Ты будешь царствовать». До учеников не дошло, о каком царстве говорят. Они все еще думают, что Он собирается садиться на престол в Иерусалиме, сидеть на этом престоле, рассаживать вокруг Себя челядь Свою, Своих прислужников. Они, апостолы, и то еще не поняли. Не поняли, потому что не были еще просвещены Духом Святым. Духом Святым человек познает истины Божии, и никак иначе. Вот, они еще не были просвещены.  

А тогда Господь интересную вещь в конечном итоге им говорит: «Сын Человеческий пришел послужить этому миру» (см. Мк., 10, 45).  

Вот, братья и сестры, сегодняшнее Евангелие, которое мы услышали, через пример Иоанна и Иакова, которые не поняли, в чем заключается Царство Божие, должно нас с вами буквально потрясти, чтобы мы-то поняли, в чем Царство Божие. Мы-то просвещены Духом Святым, потому что в Таинстве миропомазания на каждом их нас, христианине, печать дара Духа Святаго. И мы должны понять, что Царство Божие нужно в первую очередь в своем сердце, внутри себя открыть, и тогда все вокруг тебя будет свято.  

И поэтому мученики, когда над ними издевались, радовались. Причем не только какие-то древние мученики. Могут сказать: «Вот, жития – это сказки старого времени». Ничего подобного, какие сказки? Вот, на Бутовском поле лежат тысячи мучеников, которых среди ночи под гул тракторов стреляли и в ров закапывали за то, что они от Христа не отрекались. А они радовались, потому что с ними Христос, потому что для них открыто Царство Божие, потому что для них безразлично уже было все то, что нас с вами волнует и мучает: что сосед лучше нас живет, что у кого-то успех, что денег мало, что счастья мало, что удовольствий нет, что никто доброго слова не говорит. Вот когда с тобою Христос, то с тобою все. И тогда ты поймешь, что научись сам сначала говорить доброе слово, научись сначала сам другим помогать, научись сначала сам другим улыбаться, научись сначала сам прощать. Вот тогда Царство Божие приблизится к тебе.  

А до тех пор, пока мы будем думать, как бы нам где сидеть, на каком почетном месте, и как бы нам служили бы и нам бы кланялись, ничего у нас не выйдет. Об этом Христос очень твердо сказал: «Сын Человеческий пришел, не чтобы Ему послужили, но чтобы послужить миру» (см. Мк., 10, 45). 

И если мы христиане – а жители Царства Небесного называются христианами, – то мы должны принять Христов закон. А Христов закон заключается в чем: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (см. Гал., 6, 2). То есть если мы христиане, то нам надо учиться служить друг другу, и тогда Царствие Божие придет в силе, придет в нашу жизнь, придет в нашу душу.  

Но к этому надо стремиться. Надо потрудиться. Вот, время Великого поста, которого осталось уже очень мало, как раз и дано нам для того, чтобы мы сконцентрировались на этой задаче: получить гражданство Царства Божия. Сконцентрировались и приложили усилия. А для того, чтобы это у нас получилось, как минимум надо понять эту задачу, понять, что мы должны для этого делать, что мы должны делать, чтобы быть христианами. Вот эту важнейшую задачу и раскрывает перед нами Святой и Великий пост, когда через покаяние, через молитву и через воздержание мы с вами получаем благодать Духа Святаго, и у нас раскрываются духовные глаза, и мы видим, что есть главное в этой жизни. И мы видим дорогу в то Царствие Божие, которое открыл для нас Господь Иисус Христос Своими страданиями, Своею Честною Кровию, Своею смертию на Кресте и Своим тридневным Воскресением. Ему же слава во веки веков. Аминь.  

14 апреля 2019 года 

Таинство Покаяния 

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». 

Святитель Филарет Московский и Коломенский 

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается  

ежедневно с 11-30 до 16-00, 

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00. 

Убедительная просьба к тем кто: 

а) не был в храме больше, чем полгода 

б) не причащался больше, чем 3 месяца 

в) имеет нужду в особом пастырском попечении 

г) впал в смертный грех как то: 

  • отречение от Бога; 

  • впадение в ересь или раскол; 

  • убийство; 

  • аборт; 

  • прелюбодеяние; 

  • дача ложных показаний в суде; 

  • непримиримая вражда; 

  • беззаконное сожительство (без регистрации брака) 

обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех. 

Исповедь, как благословение ко Святому Причастию для тех, кто: 

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц), 

  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику 

совершается по будням в 7-30, 

перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30, 

перед Всенощным бдением в 16-30, 

в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.