Приходской листок Троицкого собора, 15 (1128) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,  говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.  И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. 

(Послание к Евреям, 6 глава, ст. 13-20) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. 

(Евангелие от Марка, 9 глава, ст. 17-31) 

Слово в Неделю 4-ю Великого поста.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Сейчас – время Святаго и Великого поста, и Церковь предлагает каждую неделю для нашего духовного размышления повествования о Спасителе Господе Иисусе Христе, которые непосредственно относятся к нашей жизни и особенно к периоду Поста.  

Эти евангельские чтения, одно из которых только что мы с вами слышали, очень наглядно нам объясняют, зачем нужна молитва, для чего нужен пост. Но чтобы как можно лучше это воспринять сердцем своим и разумом, нам надо сейчас задуматься, чем мы отличаемся от других людей, которые сейчас не стоят в храме Божием. И если мы проведем такой анализ в себе, мы можем сказать: «Мы верующие люди, поэтому мы пришли в храм помолиться, исполняя Божию заповедь, которая призывает нас в день Господень собираться на молитву».  

Хорошие размышления. Значит, в самом словосочетании «верующие люди» что главное? – Главное мы находим слово «верующие». А вот это и есть самое важное. Что такое «верующие»? Что такое вера? Вера – это какой-то особый дар, который дан человеку. Ведь мало сказать: «Я знаю, что Бог есть». Так это данность какая-то: Бог есть. А дальше что? Дальше, если поразмышлять: «Я знаю, что Бог есть, и поэтому я должен делать то, что Бог предписывает». – Должен? Под страхом каким-то? Или, может быть, это моя потребность – жить так, как открыл Бог? Но вера – это такой дар Божий в человеке, который всю жизнь его делает осмысленной.  

Какое счастье было бы, если бы мы не только по названию были верующими! А то мы иногда с таким самомнением о себе говорим: «Мы – верующие люди». Вроде даже как-то этим гордимся. Это неправильно, потому что ученики Иисуса Христа, которые ходили вместе с Ним, которые совершали тоже чудеса, что говорили своему Божественному Учителю? Они говорили: «Господи, умножь в нас веру» (см. Лк. 17, 5). 

Вот если бы у нас была вера настоящая, нам ничего не было бы страшно. Мы бы знали, что мы в руках Божиих. Мы бы понимали, что Бог наш Отец, и Он не допустит ничего, что бы с нами делалось плохого. А если мы в жизни даже имеем какие-то испытания, то эти испытания для нашей же пользы. Вот если бы у нас была вера, мы никогда бы не впадали в отчаяние. Мы бы не ссорились и не злились. Мы бы радовались о Господе. Радовались, потому что мы бы не просто знали или слышали, что мы воскреснем и будем иметь жизнь вечную, но мы бы этим жили.  

Вот как апостол Павел говорит: «Да я готов сейчас от этой земной жизни отказаться, разлучиться, и быть с Господом. Но ради вас, – то есть ради тех, которым он нес благовестие свое, – мне надо еще побыть в этом теле» (см. Флп. 1, 23–24). 

Вот если бы у нас была такая вера, вся жизнь бы у нас другими красками заиграла. Мы бы не тратили ее впустую на какие-то сомнительные удовольствия, которые сейчас приносят радость, а потом одна скорбь из-за них выходит в результате, – как у пьяницы, который наутро мучается похмельем. Да так, собственно говоря, от всех наших греховных удовольствий и бывает очень горькое в результате похмелье. 

Вот если б у нас была вера, как бы мы друг к другу относились, как бы мы любили друг друга, как бы мы помогали друг другу! И это было бы нам не в тягость. Это было бы счастье наше. На наших лицах были бы одухотворенные улыбки. Мы бы никому не завидовали. Мы бы никого не осуждали.  

Вот если бы у нас была вера, мы бы, о чем ни помолились, – все бы нам Бог бы тут же давал. Но мы, если бы у нас была вера, не стали бы молиться о том, чтобы нам в лотерею миллиард выиграть. Потому что, если бы у нас была вера, мы бы понимали пустоту всего этого земного так называемого благополучия. О, если бы у нас была вера! 

Так вот теперь задумаемся каждый, имеем ли мы хотя бы крупицу той веры, о которой говорит Господь. Той веры, о которой Он сказал: «Огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он разгорелся в сердцах ваших!» (см. Лк. 12, 49). Той веры, о которой Господь наш сказал: «Когда Я приду, найду ли Я веру на земле?» (см. Лк. 18, 8). – Ужас! Он прав. Но ведь действительно, Он Бог, Он знает все.  

И что нам теперь, впасть в отчаяние? Если мы внимательно рассмотрим свою жизнь, что, нам теперь сказать, что никакие мы не верующие, оставить веру? Да не будет с нами этого! Это был бы самый неправильный вывод, никуда не годный, лишенный какой-либо логики.  

И Евангелие, которое только что мы с вами слышали (Мк. 9, 17–31), дает нам очень хороший ответ. Вспомним, о чем там повествуется. 

Подходит один человек к Иисусу Христу, кланяется Ему и просит, чтобы Он, Христос, исцелил его бесноватого сына, который страдает припадками страшными. Говорит: «Я Твоих учеников просил – они не смогли ничего сделать». Господь говорит сначала, может быть, странные слова, а может быть, страшные. Он говорит: «О, род неверный!» – здесь тоже корень слова «верный». «О, род неверный! – говорит Господь. – О, род развращенный! – Так Он характеризует нравственное состояние народа. – Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (см. Мк. 9, 17–19). 

Приводит отец этого больного отрока. Тот начинает трястись, падает на землю, изо рта у него течет пена. Иисус Христос спрашивает у отца, как давно с ним случилась эта болезнь. Отец говорит: «С самого детства». И просит: «Ну, если чем-нибудь можешь помочь, помоги нам». А далее Господь говорит очень важные для нас слова: «Если веруешь, все возможно верующему» (см. Мк. 9, 20–23).  

Вот, братья и сестры, если бы у нас была вера, все было бы нам с вами возможно. 

И что тогда делает этот отец? Он видит реальное состояние своей души. Видит, что этой веры, о которой спрашивает его Иисус Христос, у него нет. И он плачет и, обливаясь слезами, говорит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (см. Мк., 9, 24). 

Вот, братья и сестры, как нам с вами надо молиться: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Да, мы знаем наше маловерие. Да, мы видим наше малодушие. Но мы веруем. Господи, помоги нашему неверию! Мы просим у Господа, чтобы Он дал нам то, чего у нас нет. И Он будет нам это давать, будет. Потому что мы читали и слышали в Евангелии, что дальше произошло. По исповеданию этого отца, который фактически исповедал свою греховность, но и желание верить тоже исповедал, Господь совершает чудо и исцеляет этого ребенка (см. Мк. 9, 25–27).  

Это – образ нашей с вами души, которая, как этот несчастный ребенок, терзаема страстями и грехами, и нашу душу бросает и в огонь страстей, и в воду уныния. Вот так мучается наша душа, и мы ничем не можем помочь ей. Только Спаситель мира Господь Иисус Христос может исцелить нашу душу. Веруем, Господи! Помоги нашему неверию! Только Он.  

Ученики потом наедине спрашивают: «А мы-то почему не смогли исцелить этого ребенка?» Ведь Господь дал им власть над нечистыми духами. А Господь говорит опять очень важные слова, для нас их очень важно услышать. «Сей род, – говорит Иисус Христос, – изгоняется только молитвой и постом» (см. Мк. 9, 28–29).  

Вот, дорогие братья и сестры, вам и назидание в дни Святаго и Великого поста. Молитвой и постом будем противостоять силам зла. С сознанием своей греховности в малодушии и маловерии будем просить у Господа, чтобы Он не оставил нас и совершил чудо с душою нашей, изгнал из нее всяческое зло, очистил нас, открыл нам глаза, чтобы мы видели этот мир таким, как он есть, глазами веры.  

Веруем, Господи, помоги нашему неверию! Аминь.  

29 марта 2020 года 

10 заповедей – добродетели и грехи. 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, пьянство, сребролюбие, гордыня и тщеславие 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила 

5. Почитай отца своего и матерь свою 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, непочтение к старшим по возрасту, к иерархии Церкви и гражданским властям 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них 

6. Не убивай 

Грехи: убийство, аборт, самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним 

7. Не прелюбодействуй 

Грехи: плотская связь вне законного брака, супружеские измены, развратные действия по отношению к другим и к себе, содомские грехи, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры 

Добродетели: целомудрие супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей,  

8. Не воруй 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество, азартные игры на деньги 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение, тайные доносы 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет 

10. Не желай чужого 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё