Приходской листок Троицкого собора, 12 (1125) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии 

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,  и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,  и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние…  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,  которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;  жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;  другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,  были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;  те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…  И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,  потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 

(Послание к Евреям 11 глава, ст. 24-26, 32 - 12 глава ст. 2) 

Евангельское чтение на литургии 

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.  Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. 

(Евангелие от Иоанна 1 глава, ст. 43-51) 


 

Слово в Неделю 1-ю Великого поста. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Прошла неделя Святого и Великого поста. Мы с вами старались в эту неделю воспринять голос Церкви, который призывает нас к тому, чтобы мы осознали свои грехи, покаялись, исправились и испросили на это исправление благодатной силы Божией.  

И конечно, конечно, всех волнуют практические вопросы, конкретные. Вот для меня, в жизни в моей повседневной, которой я живу в своей семье, на работе, что значит пост? Как я должен правильно его проводить?  

Вот, чего-то не есть я должен. Надо, значит, мне узнать, и стараюсь узнать, чего я не должен есть.  

А еще молиться надо. Как тогда надо молиться? Как дома молиться?  

В храм надо приходить. А как часто приходить? На какие службы?  

Надо постараться со всеми мир иметь. А как это сделать? Как самому простить других и получить прощение других?  

Надо добрые дела делать. А какие добрые дела? Как их лучше делать?  

Масса встает практических вопросов перед каждым человеком, который действительно серьезно желает пройти время поста, получив пользу для своего человеческого существа. Чтобы и дух возгорелся, и душа очистилась, да и тело укрепилось и исцелилось от болезни. Для всего этого и существует пост. 

Пост, конечно же, не самоцель. Конечно же, это средство. Средство для того, чтобы мы с вами шли за Господом Иисусом Христом. Это средство к нашему спасению, средство к победе над злом. Потому что именно о зле Господь сказал, что «сей род побеждается только молитвой и постом» (см. Мф., 17, 21). 

Итак, как же найти ответ на массу этих вопросов? Люди подходят к священникам, читают книги, ищут по интернету. Сколько разных рецептов, сколько разных ответов на эти важнейшие вопросы! А нет ли какого-нибудь единого алгоритма, который бы очень четко, практически нам объяснил, как надо жить во время поста? Да может быть, и не только во время поста, а вообще, как надо жить христианину.  

Потому что, действительно, пост, как Святейший Патриарх недавно сказал, это как некоторая встряска человеку, чтобы он вспомнил, что он христианин, чтобы он вспомнил, как надо жить христианину.  

Итак, как же нам встряхнуть себя, чтоб мы это вспомнили? Как пророк Исайя, обращаясь к народу израильскому, говорил: «Ну, во что еще бить вас, чтобы вы поняли?» (см. Ис., 1, 5). 

Итак, во что же нам ударить нашу совесть, чтобы мы поняли? 

Только что мы слышали Евангелие (Ин. 1, 43–51), в котором очень хороший ответ на это дается. Евангелие, казалось бы, повествует о таком событии, которых много описывается в жизнеописании Спасителя и Господа Иисуса Христа.  

Филипп, один из учеников Иисуса Христа, приходит к своему другу Нафанаилу и говорит: «Я видел человека, который Христос. Пойдем к Нему». Нафанаил сомневается. Филипп говорит ему: «Пойди и сам посмотри». И вот идет Нафанаил, и еще издалека его Иисус Христос видит и говорит: «Вот идет израильтянин, в котором нет льсти», то есть в котором нет коварства, который прост своим сердцем, открыт своим сердцем. Нафанаил удивлен и, обращаясь, говорит Ему: «Откуда Ты меня знаешь?» А Иисус Христос говорит ему: «Да еще пока Филипп тебя не позвал, я видел тебя, когда ты сидел под смоковницей» (см. Ин. 1, 45–48). 

О чем говорят эти слова? Они говорят о всеведении Божием, о том, что Господь видит и знает нас. Сидел Нафанаил под смоковницей. О чем он там размышлял, неизвестно. Евангелие об этом не говорит, и сам Нафанаил не сказал, о чем он размышлял и что он там делал, под этой смоковницей. Но, наверное, так ему запомнилось это сидение под смоковницей, что когда Сам Христос ему сказал, он был поражен в самое сердце и воскликнул: «Равви, – то есть учитель, – Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (см. Ин., 1, 49).  

Братья и сестры, о чем это нам говорит? Это нам говорит о том, что Бог всех нас видит, где бы мы ни сидели: под деревом, на автобусной остановке, у себя на кухне, где-то в спальне, на рабочем месте. Каждый момент Бог нас видит. И не просто видит нашу оболочку, как видеокамеры подсматривают за всеми нами. Нет. Бог душу нашу видит, сердце наше видит, помыслы наши видит, суть нашу видит.  

Так как же надо проводить пост? Что есть и что пить, когда Бог видит, что у нас внутри? 

Когда мы читаем Священное Писание о самых древнейших праведниках, таких, как Енох или Ной, Библия говорит: «Он ходил пред Богом». Что значат эти слова: «ходил пред Богом»? Это значит – он каждую минуту своей жизни понимал, что Бог его видит. Вот как надо проводить нам пост. Каждую минуту стараться помнить, что Бог нас видит. Бог нас видит. И вот мы, понимая это, должны думать, что мы в этот момент говорим, что мы в этот момент делаем, о чем мы в этот момент думаем. Бог видит нас. Видит, какая грязь в нашей голове, какую неправду произносит наш язык, какое нечестие делают наши руки. Бог нас видит. Вот если мы это будем помнить, вот вам и ответ, как поститься. Все остальное вторично. Все остальное вторично. 

Что толку, если мы будем внимательно прочитывать, какой род пищи мы съедаем, и в этот момент злобой злопыхать на своего сослуживца, или соседку, или того человека, с которым мы живем под одной крышей и разделяем и кров, и стол? Что толку? Никакого.  

Истинный пост такой, который Бог видит. Именно об этом Иисус Христос сказал: «Ты, когда постишься, постись не перед людьми, а перед Отцом твоим, Который, видя тайное, воздаст тебе явно» (см. Мф. 6, 16–18). Видите, о чем Христос говорит: видит тайное. Значит, наш пост должен забраться в нас, внутрь, в нашу душу. А мы сначала для этого – что? Мы сами наше тайное должны увидеть, а потом исправить. И Бог увидит, что мы исправили.  

Да, время благоприятнейшее.  

Когда Нафанаил воскликнул похвалу Иисусу Христу и назвал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым, ему Христос говорит: «Ты только за то, что Я увидел тебя под смоковницей, так Меня назвал. Больше тебе говорю: отселе увидите небо открытым и Ангелов Божиих, входящих и нисходящих на Сына Божия» (см. Ин., 1, 50–51).  

Это значит – не то что один какой-то момент нашей жизни Господь увидел. Вот, я стал перед Богом, помолился, Бог меня увидел. Какой я молодец, я помолился. А потом пошел и начал безобразничать. Что, не увидел меня Бог? «Небо открыто отселе»! Все видит Бог. Открытое небо. Открытое небо для того, чтобы Бог нас видел, и открытое небо для того, чтобы нам к Богу идти. Идти к Богу. И вот этот путь к Богу и есть пост. Путь к Богу.  

Но Господь не говорит: «Я вот вас бросил в эту жизнь, и вы сами карабкайтесь по этой жизни, как хотите». Совсем нет. Господь вместе с нами идет по этой жизни. И нас буквально за руку ведет на небо. Вот для этого в Церкви и Таинства, для этого в Церкви обряды, для этого в Церкви молитвы, для этого в Церкви посты. Это рука Божия, которая ведет нас от земли на небо.  

Вот и будем думать, сможем мы за ручку вместе с Богом, с Иисусом Христом пойти ругаться с соседом? Сможем мы за руку с Иисусом Христом пойти обманывать товарища по работе? Сможем мы за руку с Христом пойти лгать на кого-то? Сможем ли мы за руку с Христом пойти грешить? Ответ очевиден. Рука Божия обращена к нам, чтобы возвести нас ко спасению. Праведники ходили пред Богом и всегда знали, что Бог их видит. И мы с вами знаем это. Знаем. Пусть сердце наше откроется к открытому небу. Приложим усилия во время Святаго и Великого поста идти вместе со Христом ко спасению и жизни вечной, Ему же слава во веки веков. Аминь.  

8 марта 2020 года 

Таинство Покаяния 

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». 

Святитель Филарет Московский и Коломенский 

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается  

ежедневно с 11-30 до 16-00, 

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00. 

Убедительная просьба к тем кто: 

а) не был в храме больше, чем полгода 

б) не причащался больше, чем 3 месяца 

в) имеет нужду в особом пастырском попечении 

г) впал в смертный грех как то: 

  • отречение от Бога; 

  • впадение в ересь или раскол; 

  • убийство; 

  • аборт; 

  • прелюбодеяние; 

  • дача ложных показаний в суде; 

  • непримиримая вражда; 

  • беззаконное сожительство (без регистрации брака) 

обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех. 

Исповедь, как благословение ко Святому Причастию для тех, кто: 

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц), 

  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику 

совершается по будням в 7-30, 

перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30, 

перед Всенощным бдением в 16-30, 

в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.