Приходской листок Троицкого собора, 11 (1124) 2021 г.

  1. Апостольское чтение на литургии в Неделю сыропустную 

Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его. 

(Послание к Римлянам 13 глава, ст. 13 - 14 глава, ст. 4) 

  1. Евангельское чтение на литургии в Неделю сыропустную 

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 

(Евангелие от Матфея 6 глава, ст. 14-21) 

Слово в Неделю сыропустную.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Послезавтра начнется Святой и Великий пост – особое время в духовной жизни христианина. И всегда Святая Церковь предлагает поразмышлять, для чего пост. Потому что пост – это не цель. Это средство, орудие, инструмент для нашего с вами исправления. 

А что нужно исправить? Вот как раз Церковь еще за три недели до Поста различными воспоминаниями из Священного Писания и различными молитвословиями начала нас приготавливать к тому, чтобы мы именно тем, чем нужно, занялись во время Великого поста. 

А что же нужно выработать в себе? На что нужно обратить внимание? Чему должен послужить пост? Какой итог должен быть поста? 

Что такое вера в Бога? Вера. Верить в Бога. Вот есть такое слово еще – «доверие». В нем такой же корень, как и в слове «вера». Значит, верить Богу – это полностью доверять тому, что Бог сказал. Что Бог сказал, то и есть правда. И, кроме того, что Бог открыл, правдой ничто другое быть не может. Только то, что Бог открывает для нас как благо, и есть благо. А если мы думаем, что что-то другое может быть благом для нас, не то, что Бог сказал, тогда, значит, мы Богу не доверяем. А раз мы Богу не доверяем, то получается, мы в Него и не веруем. Вот что выходит.  

Только то, что Бог назвал добром, и есть добро. И ничто другое не может быть добром. И только то, что Бог назвал злом, и есть зло. И не может оно быть ничем другим, кроме как злом. Как бы мы ни изощрялись, что бы мы ни придумывали, как бы нам ни хотелось, чтобы это было не так, ничего не выйдет. И если мы доверяем Богу, то есть верим в Него, мы должны абсолютно точно понимать, что есть добро и что есть зло. И мы с вами имеем волю, чтобы выбирать между добром или злом. А вот как раз пост и должен нас с вами научить правильно выбирать: выбирать добро и отвергать зло, доверять Богу и не верить диаволу, врагу рода человеческого, который хочет нас с вами погубить. Это реальность духовная. Происходит духовная борьба. Диавол пытается сбить душу каждого человека, чтобы человек не доверял, то есть не верил в Бога.  

И что это действительно так, нам открывает Священное Писание. Первые страницы Библии, первые главы ее говорят именно об этом основополагающем моменте. Кому мы поверим: Богу или диаволу?.. 

Вот сейчас Святая Церковь воспоминает перед началом Поста изгнание Адама из рая. Бог сотворил человека, и человек пребывал в райской радости, находясь в единении с Богом. Все было прекрасно в этом раю. Все было прекрасно в том, что Бог и человек находились в единстве, и человек постоянно общался с Богом. И нет большего блаженства, чем общаться человеку с Богом. И нет высшего блага. Но первый человек Адам потерял это блаженство. 

И вот как раз Церковь напоминает нам, почему он потерял, для того чтобы мы это потерянное блаженство через время Поста постарались вернуть себе.  

А почему он потерял это блаженство? Потому что он сделал неправильный выбор. Он выбирал между доверием Богу и кознями диавола. И вместо того, чтобы послушать Бога, послушал диавола.  

Вот это ужас. Ужас каждого из нас. Потому что такой выбор постоянно стоит перед нами, буквально каждый день. Как поступить: по-Божьему или так, как нам шепчет искуситель? 

История простая, вы ее должны все знать. Она описана в Священном Писании.  

Бог дал в раю одну-единственную заповедь человеку – заповедь воздержания. Причем она совершенно не трудна, потому что из множества плодов, которые были в раю, в этом прекрасном саду, все можно было вкушать Адаму, все, кроме одного. Одно-единственное дерево было. И Бог сказал: «Вот от этого дерева не ешь, потому что когда ты от него вкусишь плодов, ты умрешь» (см. Быт. 2, 16–17).  

А что, это дерево было какое-то ядовитое? Да нет, это дерево не было ядовитое. Но, если хотите, это было как лакмусовая бумажка, как показатель того, доверяет человек Богу или нет, хочет человек пребыть в воле Божьей или хочет жить по своей воле. Все очень просто. А через что это проверялось у человека? Через воздержание. Простая вещь: сказал Бог – выполни. 

И нам так же Бог говорит, дает нам заповеди. Сказал – выполни. Но что происходит? Лукавый нашептывает нам и как бы возбуждает в нас любознательность: «А почему? А чего это вдруг «нельзя»? А что такого особенного будет, если я нарушу эту заповедь? А может, ничего не будет?» Вот, собственно говоря, так происходят все наши размышления, когда мы грешим. Мы сами себе находим лазейку. Начинаем целые строить построения: «А вот другие так поступают. А может быть, еще что-то будет», и уже теряем главное – доверие Богу. Бог сказал: «Что ты своим умишком тут размышляешь – выполни, что Бог тебе говорит». Но нет, мы тут включаем свою псевдомудрость, думаем, что мы мудрее Бога. 

Вот так произошло и в раю. Диавол говорит Адаму с Евой: «А правда ли, что Бог запретил вам вкушать?» (см. Быт., 3, 1). 

Видите: «А правда ли?» Уже внушает сразу недоверие к Богу.  

Они говорят: «Если мы съедим от этого плода, мы умрем». А диавол им говорит: «Нет, не умрете. Вы сами будете как боги» (см. Быт., 3, 2–5). 

Представляете? То есть диавол говорит человеку: «А зачем тебе Бог? В тебе все есть. Ты звучишь гордо. Ты! В тебе все!» Вспомните, как буквально еще лет 40-50 назад детям с детского сада вбивали эту идеологию: «Нет никакого Бога. Вот, ты человек, ты все можешь. Ты рай на земле построишь. Вот, коммунизм будет в 1980 году». Все – ты, ты и только ты.  

Но сейчас ведь то же самое! Про коммунизм забыли, ничего с коммунизмом не вышло. Сейчас говорят: «Все, ты давай богатей, ни с чем не считайся, никаких заповедей нет. Главное – денег побольше, возможностей побольше. И ты достоин всего: хороших разных продуктов, замечательного отдыха. Все, ты для себя живи». Все то же самое, только с другой стороны. Тот же диавол, тот же самый, который в раю к Адаму с Евой подползал. Тот же, на протяжении всего этого времени, ползает и в уши нам шипит: «А правду ли сказал Бог?» А нам бы сказать: «Правду Бог сказал». «Почему?» «Да ни почему. Потому, что я верю в Него». Потому что спорить на уровне логики даже с врагом рода человеческого бесполезное занятие. Он мудрее всех нас. Он нас переспорит. Он нам множество даст любых доказательств. А все эти доказательства опровергаются одним – верой. Я верю Богу и выполню, что Бог сказал.  

Не тут-то было! Первые люди вкусили от плода древа, которое было запрещено, не смогли даже от этого воздержаться, нарушили заповедь Божию. И они потеряли рай. Причем Бог, будучи милостивым, предлагал им путь исправления, путь покаяния. Он не то что сразу же, в этот момент, как только они нарушили Его заповедь, тут же их изгнал – Он начал обращаться к ним, стучаться в их душу. Спрашивает у Евы: «Ты зачем плод-то съела?» Она говорит: «Змей меня искусил», то есть «Я не виновата, вот он виноват, змей». У Адама спрашивает: «А ты почему?» А Адам еще хуже говорит: «Жена, которую Ты мне дал (то есть Бог виноват, что Он ему жену дал), вот эта жена, которую Ты мне дал, она мне дала, и я ел» (см. Быт., 3, 6–13). Вот так вот: ни один, ни другой не виноваты. Никакого покаяния. Прояви они покаяние, остались бы в раю.  

Вот, братья и сестры, о чем говорит нам Святая Церковь перед началом Поста. Проявите послушание Богу. Не рассуждайте, почему, отчего и как. Не слушайте врага рода человеческого, который одним говорит: «Ну, пища не приближает, не отдаляет», а другим шепчет: «Ну, что такое? Смотри внимательно, прочитай там, нет ли хоть грамма сливочного масла. А то сразу погибнешь». Всем свое шепчет.  

Но нет бы довериться просто Богу! А как довериться Богу? А Бог в Церкви Христовой. Христос создал эту Церковь. И что Церковь говорит, то и делай. Какие предписания Церковь дает, те исполняй. Не привноси сюда лукавые рассуждения. Прояви преданность Богу. А что из этого вырастет, из этого послушания? А из этого послушания вырастет спасение. Из этого послушания вырастет покаяние, то, которого не было у Адама и Евы. Они потом, когда рай потеряли, заплакали. Заплакать надо было раньше. И Святая Церковь нас предупреждает и говорит: «Используйте время Поста для того, чтобы научиться воздержанию – тому, чего не оказалось у Адама и Евы». Воздержаться, как учит нас Церковь, во время Поста, послушать Господа Бога. А второе – научиться покаянию, то есть осознанию своей вины. Если бы они осознали, остались бы с Богом.  

Дорогие братья и сестры, послезавтра начнется Святой и Великий пост. Сознательно вступим в это блаженнейшее и спасительнейшее время, доверяя Богу, слушая Его голос и каясь в своих грехах. И тогда тот рай, который Адам и Ева потеряли, второй Адам – Спаситель мира Господь Иисус Христос дарует нам по Своей любви, и по нашей любви, которая выражается через послушание Церкви Христовой. Аминь. 

29 февраля 2020 года 

Слово на вечерне перед Чином прощения. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Дух Святой собрал нас сегодня в этом храме Господнем, чтобы получить нам благословение от Спасителя нашего пройти время благословенное Святаго и Великого поста.  

О, благословенное и спасительное время, когда призывает нас Церковь, чтобы мы очистили свои души! Как сложно приступить к этому подвигу поста! Сколько искушений мысленных, духовных, душевных и телесных ожидает нас на этом поприще! Церковь нас готовила в течение трех недель.  

Нам надо отвергнуть гордыню фарисейскую и получить смирение, как у мытаря (см. Лк. 8, 10–14). Так давайте ее отвергнем сразу. Из чего исходить? Из самого слова «пост». Оно из чего взялось? – Из Священного Писания. Кто в Священном Писании постился? – Моисей, Илия, Господь Иисус Христос. А как, вы думаете, они постились? Считали, что можно есть, чего нельзя? – Да ничего подобного! Сорок дней они вообще ничего не ели. Вот он – пост! Ни Моисей, ни Илия, ни Господь Иисус Христос. Вот это называется пост, когда человек ничего не ест. 

Но давайте отбросим гордыню. Куда нам до такого поста? Мы и близко себе не можем помыслить такого. Но, тем не менее, мы смиренно приступаем – так, как благословляет нам Церковь. А Церковь нам благословляет, когда и что можно вкусить. 

Приступим к этому благословенному спасительному времени, так, как учит нас Церковь. Как блудный сын, который потерял все, что имел, и расточил то богатство, которое было у него, припал к Отцу Небесному и сказал: «Отче, согрешил на небо и пред Тобою и уже сыном даже не могу себя называть. Прими меня хотя бы как одного из наемных Твоих» (см. Лк. 15, 18–21).  

Нас величайшим званием почтил Господь. Мы с вами – дети Божии. Но как мы унизили это великое звание! Припадем, как блудный сын, попросим Отца нашего Небесного, чтобы Он нас простил. 

Да вразумимся мы страшной картиной Суда последнего, когда Господь всех разделит: одних поставит с правой стороны, других с левой! Где мы окажемся? Увы нам! Страшно. Это же мы не кормили голодного Иисуса Христа. Это мы не поили Его, когда Он жаждал. Это мы не одевали Его, когда Он был раздет. Это мы не посещали Его (см. Мф., 25, 31–46). О ужас, где мы окажемся?  

Но прибегаем к спасительной помощи Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, Которой мы все усыновлены, и веруем, что на сем Страшном суде Она заступится за нас, как любящая мать заступается за своих детей. Она не оставит нас, негодных, хоть мы негодные. Она нас не оставит. 

Вот с этими мыслями вступим, дорогие братья и сестры, в Святой и Великий пост, который нужен нам для того, чтобы нам принести перед Богом молитвы и покаяние. Очень нужен! 

Но как мы принесем Ему молитвы? 

Сие богослужение называется Чином прощения. Какие слова найти, чтобы собственную совесть призвать к настоящему покаянию, чтобы объяснить всем нам, здесь молящимся, как же надо просить прощения друг у друга? Как мы не хотим этого делать! Какие придумываем глупости! Шлем друг другу по телефону дурацкие картинки: «Прости меня, и я тебя прощаю, Иисус тебя прощает». – Чушь какая! Глупость! Через картинки друг у друга прощения просить будем? – Безумие!  

Попроси прощения у того, кого ты обидел и оскорбил. Но это еще не так сложно – попросить прощения, у кого ты обидел. А как сложно простить тому, кто тебя обидел! Это очень сложно. Но без этого, братья и сестры, нам, может быть, и бесполезно поститься-то начинать. И ни к чему нам поститься, если мы этого не сделаем. Почему так?  

А вот – утром вы слышали, что Господь Иисус Христос сказал: «Если не будете людям прощать согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (см. Мф., 6, 15)? – Ну и что? И на что тогда мы надеемся? Сорок раз «Господи, помилуй» прочитаем, и нас Бог простит? Да хоть 400, хоть 4 миллиона раз читай, но если ты не простил брата своего, Бог тебя не простит.  

Причем это не я говорю. Это Он Сам сказал. И никто нам не давал право перетолковывать Его слова. Это Бог сказал, какие еще толкования надо? Вот, все сказано, а до нас не доходит, мы не понимаем. Есть, конечно, и много примеров в святоотеческой литературе, обращения, тома написаны аскетики. Святые отцы так много об этом говорят, но если б мы это читали! Да ладно, если еще и читаем – если б мы это к сердцу прилагали! Невозможно это все изложить. Но просто простейший из Отечника, всем известный пример.  

Уверен, что вы все это читали и знаете. Как два брата в монастыре враждовали из-за ерунды какой-то, но, тем не менее, даже разговаривать не могли друг с другом, хотя каждый из них и «Господи, помилуй» читал, и постились так, что нам с вами и не снилось. Их игумен вызывает, ставит рядом и говорит: «Читайте “Отче наш”». Они читают, доходят до слов: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», он их останавливает и говорит: «Не смейте эти слова читать. Не смейте, потому что вы сами на свою голову сейчас привлекаете суд Божий».  

«Прости нам наши грехи так же, как мы прощаем своим должникам». Так же! То есть я не прощаю – значит, что? То есть ты просишь у Бога, чтоб Он тебе не простил. «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Это о чем мы молимся, получается? Это мы молимся, чтобы Бог нас не простил? Чтоб в ад нас направил? О, безумие! 

И вот поэтому Святая Церковь в сегодняшний день, прежде чем с вами начать время Святаго и Великого поста, предлагает всем нам сбросить груз взаимных обид, взаимных ненавистей, взаимных недоразумений. Сколько от этого всего нехорошего в мире! Невозможно это все пересказывать. Да и не нужно.  

Пусть благодать Духа Святаго коснется сердца каждого из вас. Пусть Дух Святой просветит ваш разум, вашу душу, ваши чувства. Вздохните о своих грехах и простите своим обидчикам. Простите, простите друг друга. Да и Бог простит нас и помилует.  

Дорогие братья и сестры, прошу у вас прощения за то, что недостойно несу свое служение, не так, как заповедано святыми отцами. Не являю достойного примера, который должен являть, согласно заповедям Божиим. Не исполняю так заповедей, чтобы быть вам светильником и примером. Простите меня, что бываю и есть к вам черствый, невнимательный, занятый своими мыслями и своими чувствами, а не вашими скорбями и болезнями вашими. Простите меня, что не умею и плохо за вас молюсь. Простите! Простите, елико согреших перед вами делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами, и помолитеся за меня, грешника.  

Бог благодатию и щедротами и человеколюбием да простит и помилует всех нас. Аминь.  

1 марта 2020 года