Приходской листок Троицкого собора, 10 (1123) 2021 г.

  1. Апостольское чтение на литургии  

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. 

(Первое послание к Коринфянам, 8 глава ст.8 – 9 глава ст. 2) 

  1. Евангельское чтение на литургии  

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.  

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». 

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. 

(Евангелие от Матфея, 25 глава ст. 31-46) 

Слово в Неделю о Страшном суде 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Через неделю начнется Святой и Великий пост – особенное время в жизни Церкви. Вот, если вдуматься, – зачем Богу нужен наш пост? Вот какое Ему удовольствие или радость от того, что мы с вами не будем есть мясной и молочной пищи? Ему это нужно? Скорее всего, дорогие братья и сестры, и в первую очередь – это нам нужно. Но нужно нам понять: Церковь готовит нас к тому, чтобы мы сознательно пришли к посту. Не просто, вот, запретили нам в Церкви и сказали: «Нельзя есть мясо», – ну, мы послушались. А почему нельзя? Какой в этом смысл? Святая Церковь желает, чтобы мы все делали осмысленно. Ибо человек имеет и тело, и душу. А есть у человека и разум: и разум его тела, и разум его души. И в деле спасения своего все человеческое существо должно участвовать: и его тело, и его разум, и его воля, и его душа, и его дух.  

Действительно, какое же значение Великого поста? Что, разве Богу нужны наши поклоны? Или Ему нравится, что мы становимся на колени? Некоторые даже и говорят: «Так это же унижает нас, что мы на колени становимся». Какой же смысл поста, и для чего его Церковь дает нам? 

Пост – это средство, причем очень сильное, мощное средство, которое употреблялось еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Моисей, перед тем как получить Закон Божий, 40 дней постился, ничего не ел и ничего не пил. Это не так, как мы постимся. Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь, тоже 40 дней постился, будучи истинным человеком, и по Своему человеческому существу принес этот пост, перенес его. Какое же это средство? Что дает пост, когда человек добровольно себя ограничивает в пище, в питии, в развлечениях, когда он предается более усердно молитве, а главное – покаянию?  

Это средство для того, чтобы у нас с вами открылись духовные глаза. Мы с вами духовно слепы, и в этом наша беда, большая беда, от которой зависит наша участь, участь нашей души. Ведь время нашей жизни земной очень кратко, оно очень скоро закончится. А мы ослеплены суетой, и мы не видим этого. Нам кажется, что жизнь наша будет продолжаться постоянно, и что вся эта жизнь с ее страстями и злобой, с ее различными грехами, различными нашими увлечениями – это будет все время. Да нет, конечно. Это очень быстро закончится. А что же потом будет? Душа ведь человеческая – это образ и подобие Божие, и она бессмертна. А вот для того, чтобы потом было для нас счастье и радость, мы сейчас должны видеть тот путь, по которому нам идти. 

«Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Где мы можем увидеть Бога? Бога не видел никто нигде и никогда. Бог есть Дух, вечный, бесконечный, неизменный, непостижимый (см. Ин. 1, 18; 4, 24). А говорят, что можно Бога увидеть. И вот сегодня мы слышали Евангелие (Мф. 25, 31–46), которое показывает нам с вами, где мы можем увидеть Бога и что мы должны делать по отношению к Богу.  

Господь Иисус Христос воплотился в человека. Он – истинный Богочеловек. И принес одну-единственную новую заповедь. Она и раньше уже звучала, но Христос объяснил, что это самая главная заповедь, и от нее зависит все остальное. Это – заповедь любви, любви человека к своему ближнему. И вот здесь-то наступает самая главная сложность: в том, что мы не умеем любить. И как нам научиться любить? 

И Церковь сегодня объясняет, как научиться любить. Настолько ясно объясняет, настолько понятно, что если вслушаешься, волосы дыбом встанут от страха – недаром нынешняя Неделя называется Неделей о Страшном Суде, – от страха за то, как мы не соответствуем тому, что Господь сказал. И что мы-то скажем?  

А ведь что мы услышали только что? Сам Христос объяснил, как закончится человеческая история. Это не те объяснения, которые мы видим в нынешних фильмах различных о катастрофах, где разные вещи предсказываются. Не в этом дело, не это страшно. Не то страшно, что звезды упадут на землю. Не то страшно, что силы небесные поколеблются, и океаны расплещутся, и неизвестно что вообще случится с веществом земли. Не это страшно. Хотя это тоже будет.  

Страшно другое. Когда придет Христос, Он разделит нас с вами, и одних поставит по правую руку, а других – по левую.  

И скажет одним: «Приидите, благословенные, наследуйте Царствие Божие, которое уготовано вам от сложения мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Я хотел пить, и вы напоили Меня. Я был раздет, и вы одели Меня. Я лежал в больнице, и вы пришли ко Мне. Я сидел в тюрьме, и вы посетили Меня». И тогда праведники спросят у Господа: «А когда же это мы Тебя видели или голодным, или раздетым, или сидящим в тюрьме?» А Господь им скажет: «Все, что вы сделали для ближних своих, для Меня сделали» (см. Мф. 25, 34–40).  

Вот что от нас нужно! Нам нужно увидеть в ближнем Христа! А мы этого не видим, не можем видеть. Мы видим врага, или обидчика, или соперника, или негодного человека, или пьяницу, или обманщика. Кого угодно видим, но только не Христа. И поэтому, конечно, кто мне приятен, кто мне друг и делает мне что-то доброе, ну, я с удовольствием его и приглашу, и с ним поем, и с ним выпью. Замечательно все. Это тому, кто мне приятно делает. А что же по отношению к другим? 

А те, кто с левой стороны, услышат страшные слова от Иисуса Христа: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный диаволу и ангелам его. Потому что Я был голоден, а вы не накормили Меня. Я жаждал, а вы не напоили Меня. Я был раздет, а вы не одели Меня. Я был болен, а вы не посетили Меня. Я сидел в тюрьме, и вы не пришли ко Мне». И в ужасе, в ужасе эти люди скажут: «Господи, когда же мы Тебя видели или голодным, или раздетым, или в больнице, или в тюрьме?» И Господь им скажет: «Все, чего вы не сделали для ближних своих, для Меня не сделали». И пойдут они в муку вечную, а праведники воссияют, как солнце (см. Мф. 25, 41–46; 13, 43). 

Есть чего испугаться каждому из нас. Услышим этот голос своей совести, и страшно станет: где поставит нас с вами грозный Судия?  

А чем Он грозен? Он ведь – воплощенная любовь. Он пришел нас спасти. Он-то пришел нас спасти, а мы-то спасаться не хотим. Он зовет нас, а мы отворачиваемся. Он призывает нас, а мы плюем на Него и говорим: «Не до Тебя, не до Твоего христианского Учения, не до Твоей любви. Нам бы тут с нашими делами разобраться».  

Да, Святая Церковь серьезно предупреждает нас перед началом Поста, чтобы мы осознали, для чего пост. Для того мы и воздерживаемся по слову Церкви Христовой, для того и молимся, и на колени становимся, и каемся, чтобы открылись у нас глаза нашей совести, чтобы мы увидели в ближних своих облик Христов, чтобы в нашем сознании, в наших ушах стояли эти слова Господни, призывающие к добрым делам милосердия. 

Смотрите, ведь Господь не учит нас ни догматике, ни какому-либо вероучению, не требует от нас каких-то доскональных знаний обрядов или установлений. Он требует от нас одного – любящего сердца.  

Есть еще время у нас с вами поразмыслить, Господь пока дает. Неделю будем готовиться к Великому посту, набираться сил, чтобы нам приложить усилия по рецепту Святой Церкви проводить время Великого поста, чтобы открылись наши с вами духовные очи, чтобы мы увидели в ближнем облик Христа, и чтобы мы с вами стремились попасть на правую сторону в день Страшного Суда, который грядет, и к которому мы должны готовиться. Аминь. 

19 февраля 2017 года 

10 заповедей – добродетели и грехи. 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, пьянство, сребролюбие, гордыня и тщеславие 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила 

5. Почитай отца своего и матерь свою 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, непочтение к старшим по возрасту, к иерархии Церкви и гражданским властям 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них 

6. Не убивай 

Грехи: убийство, аборт, самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним 

7. Не прелюбодействуй 

Грехи: плотская связь вне законного брака, супружеские измены, развратные действия по отношению к другим и к себе, содомские грехи, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры 

Добродетели: целомудрие супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей,  

8. Не воруй 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество, азартные игры на деньги 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение, тайные доносы 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет 

10. Не желай чужого 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё