Приходской листок Троицкого собора, 09 (1122) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть одни дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что ваши тела суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. 

(1-е Послание к Коринфянам, 6 глава, ст. 12-20) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал, и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся». 

(Евангелие от Луки, 15 глава, ст. 11-32) 


 

Слово в Неделю о блудном сыне. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Через две недели начинается Святой и Великий пост. И Церковь Христова готовит нас к тому, чтобы мы вошли в это святое время, понимая цель, задачи поста, осознавая, для чего нам пост нужен. Ведь самая главная цель поста – это чтобы наши с вами души пребывали вместе с Богом, чтобы Бог был в нашем сердце, а мы жили вместе с Ним, идя по жизни по Его благим заповедям. И пост является таковым средством, предлагая нам покаяние, молитву, воздержание. 

Для того чтобы мы осознали, какая главнейшая цель поста, Церковь предлагает нам из Священного Писания услышать нужные для нас назидания. И только что мы слышали притчу, образный рассказ, который рассказал Сам Спаситель мира Господь наш Иисус Христос (Лк. 15, 11–32). В этом рассказе мы можем узнать себя и отношение наших душ к Богу.  

Притча такова. У одного человека было два сына. И вот один из них стал говорить отцу: «Отец, дай мне полагающуюся мне часть твоего имения» (см. Лк. 15, 11–12).  

Вдумаемся, братья и сестры: когда полагается отцовское имение сыновьям раздавать? Когда отец умрет. Тогда в наследство вступают его дети. А тут еще живому отцу он говорит: дай мне то, что мне положено. А потом, получив часть имения отцовского, уходит от своего отца и начинает жить, как ему вздумалось (см. Лк. 15, 12–13).  

Вот, дорогие братья и сестры, мы можем найти в этом образ поведения нашего и наших душ. Бог – наш Отец. Мы все получаем от Него. Он – источник жизни. Мы пришли в эту жизнь не по своей воле. Бог дал нам этот дар. Бог дал нам различные таланты. У каждого они свои. Но как часто мы с вами живем так, как будто Отца у нас на Небе нет, как будто Бог для нас умер! И живем по своей воле. И то, что получили от Бога, используем. А как мы это используем? А вот в притче и сказано, как использовал то, что дал ему отец, младший сын. Он все это пропил, прокутил, истратил с блудницами. И, фактически, все растратил в короткое время и остался ни с чем. Это нам может напоминать, как мы в грехах растрачиваем бесценный дар нашей жизни. Как мы впустую тратим то время, которое Господь нам дал. Как мы напрасно и с вредом для самих себя растрачиваем свои душевные силы: злимся и обижаемся, осуждаем и ненавиствуем, наслаждаемся нечистотой и скверной – и тратим, тратим, тратим зря тот дар, который дал нам Отец Небесный. 

Все растратил этот младший сын, далее повествует Христос в Своей притче, и в стране наступил голод. Стало нечего есть. И тогда этот человек, который раньше жил в удовольствии и достатке, идет к богатому хозяину в той земле, просится на какую-то работу, и тот посылает его пасти свиней. Надо сказать, что Господь, рассказывая эту притчу древним иудеям, намеренно описывает, какую работу получил этот младший сын. Потому что свинья в Ветхом Завете считалась нечистым животным. Евреи до сих пор свинину в пищу не употребляют. А уж ухаживать за свиньями – это, по их понятиям, было самое позорное и самое недостойное дело. И вот этот младший сын пасет этих свиней. А ему еще есть не дают. Он хочет из кормушки, откуда свиньи едят, взять рожков, которыми они питаются, а ему и этой свинской пищи не дают (см. Лк. 15, 14–16).  

Вот так, когда человек погружается в грех, когда душа у него доходит до свинского состояния, он гоняется за различными греховными радостями, которые, кажется, его утешат. Но и этого в конце концов в жизни не получает. Греховных удовольствий и то не удается ему получить. Вот страсть у человека к модной одежде. А у него денег не хватает. И он думает: вот ведь беда какая! Страсть у человека к вкусной еде. А не получается достаточно наесться. И он уже жалеет. Страсть у человека к превозношению над другими. А ничего не выходит – над ним смеются. Хочет человек грехом насладиться – и то не выходит. Дьявол смеется над теми, кто гоняется за греховными удовольствиями, кто хочет тешить свою гордыню, тщеславие, лицемерие. Люди пытаются этим насытиться и не насыщаются. Вот так и этот младший сын, хотел поесть из свиной кормушки, а ему и этого не дали.  

А дальше Господь описывает, что произошло. Человек вдруг пришел в себя! И подумал: «Что я здесь делаю? Зачем я здесь сижу? У моего отца служители хлеба едят вдоволь!» (см. Лк. 15, 17)  

Это указание прийти в себя и увидеть очень важно нам в преддверии Великого поста. Приступая к посту, мы должны увидеть свое состояние души. Ужаснуться и сказать: «Что мы делаем? Почему мы услаждаемся грехами? Почему мы услаждаемся страстями? Что мы делаем?!» 

И он, так ужаснувшись, принимает решение и говорит: «Встану, пойду к отцу моему, упаду ему в ноги и скажу: “Отче! Cогрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин быть сыном твоим! Прими меня хотя бы как одного из наемников твоих”» (см. Лк. 15, 18–19). 

Видите, человек принял решение. Вот так и нас Церковь просит, чтобы мы увидели и приняли решение. Приняли решение прийти к Отцу нашему. 

А что отец? Отец, когда увидел, что к нему идет сын, издалека побежал к нему навстречу и распростер свои объятия, и обнял его, и целовал. «Отче, согрешил на небо и пред тобою, и уже не достоин называтися сыном твоим! Прими мя яко единого от наемник твоих», – говорит блудный сын. А отец говорит: «Принесите ему лучшую одежду. Дайте перстень ему как знак его сыновства. Оденьте его в лучшую обувь. Возьмите самого лучшего упитанного теленка и заколите, и будем веселиться. Потому что он умер и ожил, пропадал и нашелся» (см. Лк. 15, 20–24).  

Видите, дорогие братья и сестры, как ждет от нас с вами Господь нашего покаяния! Нам надо только подумать, принять решение, приложить малейшее усилие двинуться к Богу. Отец Небесный Сам придет к нам навстречу, Сам облечет нас в одежду спасения, восставит нас от нашего падения. Смотрите, отец не упрекает своего сына. Он не говорит ему: «Что же ты от меня ушел, да почему же ты растратил все свое имение?» Нет! Он радуется. И от нас Господь ждет покаяния. Не наказать Он нас хочет, не упрекнуть нас за то, что мы такие грешные и недостойные. Он ждет, чтобы мы к Нему пришли. И радоваться хочет о нашем к Нему обращении. Вот для чего пост дан. Вот к чему мы должны стремиться. Как это важно! И Святая Церковь предлагает нам этот спасительный рассказ Господа Иисуса Христа, для того чтобы нас с вами побудить к покаянию. 

Но у отца было два сына. И как же второй сын? Почему о нем говорит притча? Какое отношение это имеет к нам? Тоже имеет отношение.  

Второй сын, старший, возвращается с поля. Устал. Трудился целый день. Подходит к дому и вдруг слышит – необычно: пение, радость, восклицания. Что такое? Сегодня ведь никакой не праздник. Посылает своего помощника узнать, что там случилось. А тот приходит к нему и говорит: «Твой брат вернулся. И отец заколол упитанного лучшего теленка. И они пируют в честь его возвращения». Что происходит со старшим сыном? Господь говорит, он разгневался. Разгневался и не захотел входить в дом отчий (см. Лк. 15, 25–28). Видите, не захотел входить в дом отчий. Что это такое? Как это понять? 

Ну и что делает отец? Отец то же самое делает: он сам выходит из дому и идет к старшему сыну. И спрашивает его: «Почему ты не заходишь?» Старший сын в раздражении говорит ему: «Я все время служил тебе и был все время с тобой. Ты даже мне козленка не дал, чтобы я со своими приятелями попировал. А тут этот твой младший сын (видите, даже братом его не называет!), твой младший сын, который все имение твое пропил с блудницами, пришел, и ты для него заколол откормленного теленка» (см. Лк. 15, 28–30). 

Кого же это в притче изображает Иисус Христос? О ком это он говорит?  

Вот, дорогие братья и сестры, заглянем себе в душу. Начинаем мы молиться, что-то у нас получается. Постимся. Пытаемся жить по заповедям Божиим. И через какое-то время нам начинает казаться, что мы очень хорошие христиане. И все делаем правильно, и все выполняем, и живем по-Божьему. А потом у нас случаются какие-то события, сложные события, и мы начинаем даже в душе роптать. Как так? Ну мы же молимся! Мы же стараемся жить по заповедям Божиим! Мы же все исполняем! Мы исповедуемся, мы причащаемся! А почему же мы болеем? А почему у нас несчастья в семьях? Да как же так? Где же Бог? Почему Он нам не помогает?  

Вот. Вот это старший сын. «Я, – говорит, – все время с тобой был. А ты мне не дал даже козленка».  

А в чем же суть? А вот суть как раз в том, что главное-то не козленка с друзьями съесть, а главное другое. 

Отец и указывает этому старшему своему сыну на самое главное. Говорит: «Сын мой, ты всегда со мной. И все мое – твое!» (см. Лк. 15, 31) 

Вот где радость веры! Не в том, что тебе Бог пошлет козленка какого-нибудь, чтоб ты порадовался; не в том, что Он тебе даст прекрасное здоровье; не в том, что у тебя будет много денег, и ты будешь благоденствовать. Радость веры в том, что Бог будет с тобой, и все, что Божье, будет твое. А что же Божье? А Бог открыл для нас Царство, Царство вечное. Радость такую, с которой никакая земная не может сравниться. 

«Все мое, – говорит Отец Небесный, – твое. А о том надо радоваться, что твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (см. Лк. 15, 31–32).  

Тем самым на примере старшего брата мы видим, что и тем людям, которые, казалось бы, не отходят от Бога, живут благочестиво, тоже нужно видеть смысл их благочестивой жизни, которая заключается в единстве с Отцом Небесным.  

Дорогие братья и сестры, через две недели начнется Великий пост. От Самого Господа Иисуса Христа мы сегодня услышали два примера и назидание, из которых делаем главный и важный вывод: надо приложить все силы свои, чтобы увидеть свое греховное состояние, прийти к покаянию и вернуться к Отцу Небесному. И, пребывая в обителях Отца Небесного, надо радоваться тому, что мы с Богом, а Бог с нами. И знать о том, что Бог для того и пришел в мир, чтобы никто из нас не погиб, но имели бы мы жизнь вечную (см. Ин. 3, 15–16). 

Аминь. 

28 февраля 2016 года 


 

Богослужебный Устав Православной Церкви предусматривает чтение Псалтири. Для удобства чтения Псалтирь делится на 20 частей – «Кафизм», то есть групп псалмов, разделенных на части: «Славы». 

«Кафизма» в переводе с греческого языка означает «сидение», что указывает на благословение сидеть во время чтения кафизм. Для этого в нашем соборе предусмотрены скамьи. 

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лучше ты будешь сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах». 

Учитывая, что богослужения, особенно во время постов, довольно продолжительны, разумно будет для молящихся присаживаться на скамьи во время чтения кафизм.