Приходской листок Троицкого собора, 06 (1119) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. 

(Первое послание к Тимофею, 1 глава, ст. 15-17.) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. 

(Евангелие от Луки, 18 глава, ст. 35-43.) 

Слово на евангельское чтение об исцелении слепца Иерихонского (Лк. XVIII, 35-43. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Бог, создавший человека, даровал ему способность видеть. Зрение – это дар Божий, который помогает нам телесно ориентироваться в мире. Благодаря зрению мы понимаем, где мы находимся. Мы видим, что мы делаем. Мы ориентируемся, куда нам идти. 

Человек имеет не только тело, но, будучи богоподобным существом, имеет бессмертную душу, которая также имеет свои органы чувств. И также имеет глаза, данные Богом. И также душа может иметь духовное зрение, чтобы видеть свое состояние, понимать, что нужно делать, и осознавать, куда надо идти. 

Страшный недуг – слепота физическая, когда человек лишен возможности пользоваться этим уникальным Божиим даром – зрением. Еще более страшен недуг – но, увы, гораздо, гораздо, гораздо более распространен, – слепота духовная, когда человек не видит мира духовного, не ориентируется в нем и не понимает, куда надо ему идти. 

Господь Иисус Христос, придя к нам, неоднократно называл Себя Светом миру (см. Ин., 8, 12). Чтобы видеть свет, нужны глаза. Чтобы видеть Свет миру, должна быть зрячей наша душа. 

В Евангелии много раз образно Иисус Христос говорит о том, как важно человеку увидеть Бога. И Он называет условия, как мы можем увидеть Бога. Он говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (см. Мф., 5, 8). 

Значит, чтобы увидеть Бога – увидеть Бога своими духовными очами, которые есть у каждого из нас, – нам для этого нужна чистота в сердце.  

Дорогие братья и сестры, сейчас только что мы с вами слышали Святое Евангелие, которые описывает чудо, совершенное Господом Иисусом Христом (Лк. 18, 35–43). Но, внимая рассказу об этом чуде, мы можем сделать важные выводы для нашей жизни. И также сделать выводы о том, как нам обрести духовное зрение, как нам исцелить наши ослепшие духовные очи – глаза духовные, которые не видят правды, не видят смысла жизни, не различают добра от зла. 

Повествование простое. Иисус Христос приближается к городу Иерихону. У городских стен сидит слепой нищий, просит денег на пропитание. Он слышит какой-то шум, какое-то волнение. А это люди; одни идут навстречу Христу, другие идут за Христом, обмениваются между собой какими-то мнениями. В общем, необычный, непривычный шум. Слепой не видит, что происходит, но понимает, что происходит что-то особенное. Он спрашивает у своих зрячих товарищей: «Что там происходит?» Они ему говорят: «Иисус Назарянин идет».  

Христа так называли по месту Его происхождения. Он воспитывался в доме Своего мнимого отца Иосифа в городе Назарете. Вот Его и называли по месту Его происхождения Назарянином. Ну, были у Иисуса Христа и другие наименования. Сам Он Себя называл иногда Сыном Человеческим, показывая то, что Он – истинный Человек, такой же, как и мы с вами. А еще Он называл Себя и Сыном Божиим. А просвещенные в Священном Писании книжники называли Его Сыном Давидовым, имея в виду пророчество о том, что из рода Давидова придет в мир Искупитель мира и Спаситель.  

Вероятно, слепой нищий слышал об этих пророчествах. И вот удивительная вещь: он начинает звать Иисуса Христа, одновременно исповедуя свою веру в то, что он воспринимает Его как пришедшего в мир Спасителя. Он не кричит так, как ему сказали: «Иисус Назарянин идет». Он кричит: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» Он называет Его Спасителем, Сыном Давидовым. Тогда другие начинают ему запрещать: «Что ты делаешь? Молчи!» Ну как так, он кем Его называет? Они ему запрещают, а он еще громче кричит. Они ему опять запрещают, а он вообще во всю глотку орет: «Сын Давидов, помилуй меня!»  

Христос слышит и говорит: «Приведите его ко Мне». Тогда ученики приводят этого слепого к Иисусу Христу. И Он спрашивает у него: «Что ты хочешь?» Он говорит: «Господи, прозреть». И Господь его исцеляет: «Прозри. Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 35–42).  

Смотрите, вера этого человека в Иисуса Христа как Сына Давидова, как Искупителя и Спасителя дарует ему то, что он потерял, – зрение. Чудо совершается.  

Дорогие братья и сестры! Это Евангельское повествование – не только рассказ о великом чуде, совершенном Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. В этом повествовании есть образ, образ и назидание: образ нашей души слепой и указание нашим душам, что нужно делать. 

Вот, слепой сидел и еще не понимал, что там за шум, а уже интересовался, что это такое. И мы порой не очень много понимаем в церковной жизни. Но каков наш интерес? Нам что интересно? Интересно послушать сплетни про жизнь священников? Или нам интересно узнать, чем же все-таки Церковь занимается, для чего она существует на земле? Какой смысл существования Церкви? 

И вот когда человек начинает этим интересоваться, он узнает, что Церковь на земле создана Иисусом Христом. Что Церковь создана для того, чтобы людям дать спасение. Что Церковь существует для того, чтобы люди могли получить прощение своих грехов. Что Церковь существует для того, чтобы человек не погиб, но имел вечную жизнь. 

И вот когда человек такой интерес проявит и узнает, вот тут надо слепого вспомнить. Что он начал делать? Он начал кричать. И не просто кричать. Как некоторые о Церкви говорят: «Ну, это общество людей». Или: «Вот, там, собрались – это древний обычай». Или: «Это, мол, традиция наших отцов». Это знаете на что похоже? Как Иисуса называли: «Иисус Назарянин». Традиции наших отцов.  

Нет, Церковь не только это. И не в традиции отцов дело. Церковь – место нашего спасения. И вот так же, как этот слепой начал кричать: «Сын Давидов, помилуй меня!», так наша душа должна обратиться к Богу как к Спасителю нашему, понимая, что это не просто обряды красивые, не просто красивый обычай. Это наше спасение, без которого нельзя, без которого погибнем. Погибнем без Церкви. Нужна она нам.  

И что Церковь призывает нас делать? Молиться. Даже кто не знает никаких молитв. Самая краткая молитва какая? – «Господи, помилуй!» Ну вот, то же и слепой кричал. Начать надо молиться. И когда человек начинает молиться, тут происходит то же, что в Евангелии. Что там происходило, вспомним, только что слышали, и я повторял. Запрещать начинают человеку, говорят: «Ты чего кричишь? Замолчи!» (см. Лк. 18, 39). 

Вот как только человек начинает серьезно молиться, сразу жизненные обстоятельства тут же ему это желание сразу отбивают. То у него сил нет, то вдруг он заболеет, то вдруг оказываются какие-то дела, то он еще чего-то не может. Все что угодно происходит, разные искушения и от родных, и от близких, и от него самого. Только бы не молиться. «Замолчи! Не молись! Не зови! Не кричи!» А мы должны кричать, как этот слепой, вопиять ко Господу.  

Вопиять – слово славянское, в переводе означает «громко кричать». «Молитву мою пролию ко Господу, и Тому возвещу вся печали моя…» (см. ирмос 6 песни Канона ко Пресвятой Богородице). Вопить надо ко Господу, изо всех сил звать Его! 

И тогда что в Евангелии мы слышим? Иисус Христос велит Своим ученикам привести этого человека (см. Лк. 18, 40). 

А вот когда мы так будем усердно молиться, то тогда нашу душу будут к Господу приводить те, кому велено. Кого послал Иисус Христос? Своих учеников. Кому велено ко Господу приводить людей? – Священникам, Церкви Христовой. И вот, когда дальше человек начинает молиться, приходят такие обстоятельства, что и верующие люди как-то ему подсказывают, и священники. И приходит он в храм. И книгу вдруг находит хорошую. А там поучения святых отцов. И все это вместе и составляет как раз то, что уже начинает человека, слепого духовно, приводить к Иисусу Христу. Он выдержал испытание, он не замолчал. Он продолжал вопиять ко Господу. И его привели ко Господу.  

Так и душа наша пусть не молчит, пусть зовет Господа. И Господь повелит, и сами уже те же обстоятельства, которые ранее препятствовали нам, приведут нас ко Господу.  

А дальше, когда мы уже поймем, что перед нами Господь, Он вопрошает: «Что ты хочешь?» Вот тут важно сказать, что ты хочешь. Вот мы приходим в церковь, и что мы хотим от Бога? Чего мы у Него просим? – Этот слепой мог бы сказать: «Ты вон какой, Сын Давидов! Дай мне денег побольше. Или устрой меня, чтобы меня в дом какой-нибудь взяли, чтоб меня там кормили, поили, хорошо одевали, чтобы за мной ухаживали». Мог попросить этого. Почему нет? А почему нет? Это как раз нормально, потому что это, в принципе, можно легко устроить тому, кто имеет возможность. Но он просит невероятного. Невероятного! Он, слепой, просит, чтобы ему было видно. Чтобы видеть он мог. Это как так? Он просит фактически невозможного. 

А мы чего просим, когда приходим в храм? Чего? «Вот дай, Боже, нам здоровьечка. Дай, Боже, внучку сдать экзамен. Дай, Боже, вовремя кредит выплатить»... – Чего еще просим? Вот так задуматься, так мы еще тому слепому-то в подметки не годимся. Слепой-то попросил невозможного – увидеть. И увидел. А мы, имея души ослепшие или едва-едва зрячие, едва-едва слышим какой-то шум, но не понимаем, о чем он. Почему мы не просим чистоты сердца, которая бы помогла нам видеть Бога? Вот чего нам надо в первую очередь просить – прощения наших грехов, разумения жизни духовной, спасения нашей бессмертной души, чтобы увидели наши духовные глаза путь жизни, чтобы мы увидели Бога в своей жизни, чтобы мы жили по-Божьему. Вот о чем нам надо молиться!  

И тогда что будет? А то же, что в Евангелии. Иисус Христос сказал этому слепому, который был слепым, а стал зрячим: «Вера твоя спасла тебя» (см. Лк. 18, 42). И так же, если мы будем просить у Господа с верой спасения наших душ, прощения наших грехов, чистоты наших сердец, то вера наша спасет нас. 

Дорогие братья и сестры! Прекрасное назидание сегодня дала нам Святая Церковь через чтение Слова Божия, через прикосновение нашего сознания к событиям, совершенным на земле Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Обратимся же к Нему из глубины нашего верующего сердца, возопим из всех духовных сил, чтобы Он услышал нас: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас! Дай нам прозреть!» Аминь.  

3 февраля 2019 года 

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! 

Свеча – это зримый образ молитвы человека. Свеча, возжигаемая перед иконой, означает горение нашего сердца в вере. И когда мы зажигаем свечу, мы тем самым изображаем желание иметь в своём сердце веру.  

Свеча в храме не имеет цены – беря свечу, Вы совершаете жертву. Свеча – это символ, знак нашей жертвы Господу Богу.  

Ставя свечи и возжигая их в храме, мы просим у Господа Бога помощи, чтобы наша жизнь была угодной Богу, чтобы мы жили в добре, чтобы мы не совершали грехов. Свеча, сгорая сама, даёт свет и тепло, так и мы, не жалея себя, должны давать людям свет и тепло любви. 

Приобретая свечи в храме, мы совершаем жертву на храм Божий. 

Пожертвования, которые собираются при храме Божием, идут на реставрацию храма, на его содержание, обновление живописи, на поддержание чистоты, на устройство приходской благотворительности, на дела милосердия, на содержание православной воскресной школы для детей и взрослых и Троицкой гимназии, на различные хозяйственные нужды, на содержание хора – иными словами на всё то, что необходимо для нормальной церковной жизни. 

Когда же человек покупает свечи где-то на стороне, у каких-то посторонних людей или в магазине, прельстясь их ценой, он сам, вероятно, не осознаёт что делает. Он этим поддерживает бизнес продающих. Свеча горит, но не приносит духовной пользы этому человеку, только храм коптит! 

В Священном Писании говорится о приносивших чуждый огонь к жертвеннику и их наказании Господом, поэтому приносить и возжигать в храме свечи, не приобретённые в храме Божием, является грехом. Кто хочет, может их жечь дома для своего удовольствия.