Приходской листок Троицкого собора, 04 (1117) 2021 год

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Богоявлении

            Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: "восшел на высоту, пленил, плен, и дал дары человекам". А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова...

(Послание к Ефесянам, 4 глава, ст. 7-13)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Богоявлении

            Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное.

(Евангелие от Матфея, 4 глава, ст. 12-17)

Слово в Неделю по Просвещении.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сейчас мы с вами в Святом Евангелии услышали слова древнего пророка Божия Исайи о свете, который воссиял на людей, сидящих во тьме (см. Мф., 4, 16).

            Это речь идет, конечно, исторически о тех языческих народах, которые получили просвещение через явление Сына Божия. Но это относится также и к состоянию современного мира, и к состоянию наших с вами душ. Потому что если мы рассмотрим нравственную ситуацию нынешней жизни, то боюсь, что иной характеристики, кроме как тьма-тьмущая, вряд ли найдется. Потому что, к глубокому прискорбию, люди не имеют никаких нравственных ориентиров и называют белое черным, черное белым, грех считают нормой, а над чистотой издеваются и смеются. Что это иное, как не мрак?

            Но пророк Исайя говорит о том, что свет сияет среди этого мрака. И это действительно так. Свет принес в мир Спаситель Господь Иисус Христос. Он Сам есть свет мира (см. Ин., 8, 12). И учение Его свет. И тот, кто ходит во свете христианском, во свете Христовых заповедей, тот не спотыкается, тот знает правильный путь, тот различает зло и добро, тот понимает, где правда, а где неправда. Свет сияет. Свет во тьме светит, и тьма не владеет им (см. Ин., 1, 5).

            Господь Иисус Христос создал на земле Свою Церковь, в которой Он пребывает до скончания века. И свет Христов сияет в Его Святой Церкви вечно. А мы с вами имеем счастье быть членами Церкви Христовой. Собственно говоря, Церковь – это Царство Небесное, которое уже здесь сейчас существует на земле. Это Царство Небесное, пришедшее в силе, ибо Дух Святый действует в Церкви Христовой.

            Вот среди тьмы свет. Но что-то мешает нам пребывать в этом свете. И мы реально это ощущаем. И хотя осознаем себя членами Церкви, но часто чувствуем, что наша душа не светится светом. Не так, как Господь сказал: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф., 5, 16). Где наш свет? Господь задает вопрос нам: «Если свет, который в вас, это тьма, то какова же тьма?» (см. Мф., 6, 23).

            Дорогие братья и сестры, это важные ощущения. Если мы чувствуем, что мы не соответствуем тому высочайшему призванию, к которому призваны, то тогда мы не далеко от Царствия Божия. Почему? Вспомним только что прочитанное Евангелие. С каких слов начал Господь Иисус Христос проповедовать?

            Мы всегда говорим о Господе, что Он проповедник любви. И слышим Его слова, что Он принес заповедь новую, чтобы люди любили друг друга (см. Ин., 13, 34). На иконах мы видим, как Иисус Христос держит раскрытое Евангелие, где эта заповедь написана. Но с этих ли слов начал Христос Свою проповедь? Начал ли Он сразу говорить: «Любите друг друга»? Или прежде чем сказать о любви, Он говорит о неком условии, которое нам надобно исполнить, для того чтобы мы поняли, что такое любовь, чтобы мы осознали, что такое жить в этой любви и жить с Богом? Не так, наверное, это просто. Ведь Господь начал проповедь со следующих слов, которые только что мы с вами слышали: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф., 4, 17).

            Для того чтобы свет воссиял в нас, нам надо покаяние. Без покаяния невозможно спасение. Без покаяния невозможно научиться любви. Без покаяния невозможно войти в Царство Небесное, которое вот оно, приблизилось, среди нас, – Церковь Христова. А без покаяния в этой Церкви находиться невозможно, ибо это главное условие.

            А что же такое покаяние? Что такое покаяние? Мы иногда его путаем с исповедью, когда мы говорим о своих грехах, и, увы, говоря об этих грехах, едва выходим за порог храма, вновь в это же болото грехов окунаемся с головой.

            Покаяние – это изменение человека. Но может ли человек измениться раз и навсегда? Обратимся к примерам из Священного Писания. В жизни мы видим такие примеры покаяния, которые являются буквально, можно сказать, процессом, то есть идут через всю жизнь.

            Вот возьмем самого яркого и пылкого ученика Иисуса Христа – апостола Петра.

            Господь совершает чудо, и апостол, с одной стороны, видя, как Господь совершил это чудо, падает перед Ним на колени и говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный», а с другой стороны, ухватывается за Его колени (см. Лк., 5, 4–8). Это ли не покаяние? Апостол видит свою греховность, видит ее, но он понимает, что для того, чтобы эту греховность преодолеть, нужен целый процесс, который в одиночку ему не совершить, и поэтому он ухватывается за Господа Иисуса Христа и держится за Него. Вот оно, покаяние.

            Покаяние – это жизненный процесс осознания Бога как высочайшего идеала, который невозможно человеку достигнуть, и в то же время ближайшей и самой близкой Личности, Которая помогает тебе преодолеть твое собственное недостоинство. В покаянии не может быть самодовольства. Человек не может войти в Царство Небесное, если будет говорить: «Я всего достиг. Я все исполнил. Я прочитал все кафизмы, вычитал все акафисты, сделал нужное количество поклонов и поставил столько свечей, сколько полагается, перед иконами. Все, я теперь достоин Царства Небесного».

            Ничего подобного. Тот же апостол Петр с ужасом вопрошал Иисуса Христа, Который сказал богатому юноше, что невозможно надеющемуся на богатство войти в Царство Небесное, он с ужасом тогда у Иисуса Христа спрашивал: «Кто же тогда может спастись?» (см. Мк., 10, 24–26). Вот оно, покаяние. Петр оставил все: и дом свой, и семью свою, и занятие свое – все бросил, пошел за Христом, но чувствует свое недостоинство, когда Господь говорит, что надеющийся на богатство не войдет в Царство Божие. Значит, что-то видит в своей душе этот великий апостол. «Кто же может спастись?» – говорит он Иисусу Христу. Что Христос ему отвечает? «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Мк., 10, 27–28). Вот он, процесс покаяния – надежда на Бога.

            «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – говорит Господь. Покайтесь – значит увидьте свое собственное недостоинство и начните свой путь к совершенствованию, путь к Господу, путь ко спасению и вечной жизни. Это не разовый процесс. Это не так, как сектанты говорят: «Скажи "Я искуплен", прыгни в бассейн, и все, ты искуплен и спасен». Ничего подобного Господь не говорил. Он говорил: «Покайтесь!» А покаяние – это вся жизнь.

            И если рассматривать ту же жизнь апостола Петра, то вот его уже арестовали, вот его уже приговорили к смерти, вот его уже ведут на распятие, а он говорит своим мучителям и распинателям: «Распните меня вниз головой. Я недостоин быть распят, как мой Спаситель Господь Иисус Христос». Вот оно, покаяние. Вот он, итог жизни.

            Вот какие яркие мы с вами видим примеры; я один-единственный пример привел одного из ярчайших апостолов Христовых, а жизнь Церкви дает тысячи, миллионы таких жизненных примеров, примеров покаяния.

            Мы сегодня с вами услышали призыв Самого Господа Иисуса Христа. Свет светит во тьме. Отринем тьму. Увидим свет. Будем стремиться к этому свету. Услышим призыв Господа Иисуса Христа и всею жизнью своею будем идти, идти этим святейшим путем – путем покаяния.

            Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Аминь.

            26 января 2020 года

Преподобный Феодосий Великий

Память 11 (24) января

            Преподобный Феодосий Великий жил в V - VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником (+ 459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (+ 379: память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.

            Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.

            В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках - греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.

            Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 - 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

            Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине, по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях.

            Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: "Гнев Божий надвигается на восточную страну". Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Таинство Покаяния

         «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом».

         Святитель Филарет Московский и Коломенский

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается

ежедневно с 11-30 до 16-00,

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00.

Убедительная просьба к тем кто:

         а) не был в храме больше, чем полгода

         б) не причащался больше, чем 3 месяца

         в) имеет нужду в особом пастырском попечении

         г) впал в смертный грех как то:

  • отречение от Бога;
  • впадение в ересь или раскол;
  • убийство;
  • аборт;
  • прелюбодеяние;
  • дача ложных показаний в суде;
  • непримиримая вражда;
  • беззаконное сожительство (без регистрации брака)

         обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех.

Исповедь, как благословение ко Святому Причастию для тех, кто:

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц),
  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику
  •  

         совершается по будням в 7-30,

         перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30,

         перед Всенощным бдением в 16-30,

         в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.