Приходской листок Троицкого собора, 03(1116) 2021 год

Евангельское чтение на литургии в праздник Богоявления 

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.  

(Евангелие от Матфея 3 глава, ст. 13-17) 

Слово в Навечерие Крещения Господня.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Святая Церковь духовно переносит нас на берег реки Иордана, где пророк Божий Иоанн по повелению Господню готовит людей к встрече со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пророк Иоанн говорит о грехах, которые очень загрязнили жизнь человека, и предлагает изменить жизнь. И как знак этого изменения он предлагает людям погрузиться в воду. Как водой мы от грязи себя отмываем, так Иоанн погружает в воду и говорит: «Я крещу вас в воде, но идет за мной Тот, Который будет крестить вас Духом Святым и огнем» (см. Мф., 3, 11). Он пророчествует об Иисусе Христе, Который придет в мир для того, чтобы принести огонь веры, чтобы даровать нам Духа Святаго, освящающего и наставляющего нас на всякую истину.  

Итак, все грешники, кто осознал свои грехи, поторопились к Иоанну. Стоят у реки, толпятся, каются, плачут о своих грехах. И вдруг среди этих грешников оказывается Тот, о Котором пророчествует Иоанн Креститель. Спаситель мира Господь Иисус Христос приходит и становится среди грешников.  

Вот это и есть главный смысл сегодняшнего праздника – что Господь пришел к нам, грешникам. Он пришел нас, грешников, не судить, не уничтожить с нашими грехами – Он пришел к нам и встал вместе с нами, чтобы нас спасти, чтобы наши грехи взять на Себя. 

Он входит вместе с грешниками в воду Иордана. Иоанн не понимает, что это Он делает. Говорит: «Ты что, я должен от Тебя креститься! Я не могу, не достоин даже Твоих сапог понести! Ремень у Тебя на обуви развязать я не достоин, столь Ты велик! Ты Агнец Божий, Который пришел спасти весь мир!» Христос повелевает ему замолчать и говорит: «Мы должны исполнить всякую правду» (см. Мф., 3, 13–15). 

А что это за исполнение правды? А правда Божия заключается в том, что Бог не желает, чтобы мы в наших грехах погибли и чтобы наши грехи нас задушили. И всякая правда заключается в том, что Бог приходит в мир, чтобы быть с нами, и спасти нас, и очистить нас. «Исполнить должны всякую правду». Вот какое событие сегодня воспоминается. 

Мы ожидаем день Богоявления, день Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И сегодня уже, как знак этого ожидания, мы совершили освящение святой воды, которая именуется великой святыней, по-гречески «великой агиасмой», которая преподается нам как видимый знак охранения нас от сил зла, как видимый знак нашего очищения.  

Но в церкви ничто не действует автоматически. То есть, если вот так тайком святой водичкой кого-нибудь побрызгать и ждать, что что-нибудь изменится, – ничего подобного. Или без веры прийти, тут постоять, потолкаться, обругать все церковные порядки, всех на свете обозвать, набрать этой воды, а потом, довольному, пить ее литрами, – никакой пользы не будет. Абсолютно. Только по вере, по вере вашей будет дано вам. По вере капля будет освящать океаны. По вере молекула одна даст вам силы духовные. А без веры ничего не будет. Потому что как раз тот огонь, о котором говорил Иоанн-пророк, – это и есть вера, которую принесет в мир, и принес уже Господь Иисус Христос.  

Иоанн Креститель звал нас к покаянию, а Господь вслед за покаянием дает нам дар веры и благодать Духа Святаго.  

Получим же в духовном веселии святую воду! Возблагодарим Господа Бога, пришедшего к нам, грешникам, и не возгнушавшегося нас! Будем просить, чтобы Господь омыл нашу жизнь, чтоб нам очиститься, освятиться, и чтобы в наших душах горел огонь веры, и благодать Духа Святаго была с нами. Аминь.  

18 января 2020 года 

Священномученик Исидор пресвитер и с ним 72, в Юрьеве Лифляндском пострадавшие. 

Память 8 (21) января 

Священномученик Исидор был священником Никольского храма в городе Юрьеве (Дерпте, современном Тарту в Эстонии). По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и ливонскими рыцарями, последние обязывались оказывать всяческое покровительство православным в Дерпте. Однако ливонцы нарушили договор и стали принуждать православных к унии. Пресвитер Исидор мужественно стал на защиту Православия. Он предпочел принять мученический венец, но не подчиниться католикам.  

В 1472 году в г. Юрьеве (Тарту) в праздник Богоявления священник церкви святителя Николая о. Исидор во время великого освящения воды на реке Омовже (или Эмайыги) был схвачен по приказу ливонского бискупа и заключен в темницу. С ним были арестованы и все прихожане его церкви, включая женщин и детей. Ливонцы силою принуждали отречься их от веры православной, но исповедники были непреклонны и тверды. В темнице о. Исидор причастил запасными дарами всех бывших с ним мужей, жен и детей. Все исполнились духовной радости и на рассвете вместе со своим пастырем приняли мученическую смерть: были ввержены под лед на р. Омовже, в том самом месте, где о. Исидор освящал воду в день Богоявления. 

Было всех страдальцев семьдесят два, и никто не отрекся от православной веры, все, как один, пошли они под лед за своим настоятелем. 

О страшной казни православных ливонскими рыцарями долго вспоминали в Юрьеве и его окрестностях. 

Наступила весна, и разлившаяся Омовжа выступила из берегов своих. Тогда явились и тела исповедников Христовых: в нескольких километрах от Юрьева, вверх по реке, они лежали под деревом у горы, ничем не поврежденными, в той же одежде, как будто специально положенные там. И среди них – о. Исидор в полном облачении, в котором он был брошен под лед. Так Господь прославил святых Своих угодников. Их тела с любовью были погребены православными около юрьевской церкви свт. Николая. 

Священномученик Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие, особенно почитаются в Эстонии, где они приняли мученический венец. 16 мая 1896 года, неподалеку от Юрьева, в г. Валке, был заложен первый храм в честь этих исповедников Христовых. В том же году была составлена особая служба Юрьевским мученикам, и с тех пор в канун их памяти совершается торжественное всенощное бдение, а 8 января – праздничная божественная литургия. 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1. Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2. Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3. Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4. Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5. Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6. Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.