Приходской листок Троицкого собора, 01 (1114) 2021 год

Апостольское чтение на литургии в Рождество Христово 

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. 

(Послание к Галатам, 4 глава, ст. 4-7) 

Евангельское чтение на литургии в Рождество Христово 

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. 

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 1-12)

Слово в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!  

Воскресный день перед праздником Рождества Христова именуется в Церковном Уставе Неделей святых отец. Это наименование обозначает, что в этот день Церковь вспоминает тех людей, праведных и веровавших в Бога, которые жили при законе, принятом Моисеем на горе Синай, до пришествия в мир Господа Иисуса Христа.  

А в чем смысл этого воспоминания? Это воспоминание объясняет нам, зачем родился в мир Иисус Христос. Чего не хватало закону, и для чего Сам Бог должен был родиться. 

О жизни этих людей повествуется, порой даже очень подробно, в книгах Священного Писания Ветхого Завета. И когда мы говорим о законе, который через пророка Моисея был дан людям, то мы часто этот закон сводим только к десяти заповедям. Мы знаем о том, что получил на горе Синай этот величайший пророк – две каменных скрижали. И эти заповеди действуют и сейчас, потому что Иисус Христос сказал, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить его (см. Мф., 5, 17). 

Но если мы начнем читать Пятикнижие, где излагается закон Моисеев, то мы увидим: там не десять заповедей, а около шестисот всевозможных предписаний, которые надо было скрупулезно исполнять. И мы даже о них сейчас и понятия не имеем, но тем не менее они существуют. Кто интересуется этим, может открыть эти ветхозаветные книги. И когда вы начнете читать, то вы можете ужаснуться: а как это все возможно исполнить? А действительно невозможно. И тогда что? А тогда было предписание: не исполнил – значит согрешил, а согрешил – приноси жертву за грех. И вот буквально тем и занимались ветхозаветные священники, что каждый день приносили эти жертвы за грех.  

А что значит жертва за грех? Мы сейчас жертву как понимаем? Вот бросил денежку в кружечку – это вот ты жертву принес. А тогда жертва воспринималась по-другому. Приносили ягнят маленьких, приводили взрослых овец, приводили волов, приводили коров. И все это возлагалось на жертвенник, на жертвеннике проливалась кровь. Потом все это разделялось. Какую-то часть отдавали священникам, какую-то часть раздавали народу. И буквально с утра до вечера в скинии, а в дальнейшем – в ветхозаветном храме лилась кровь жертвенных животных за грех людей. Но пророк Исайя говорит: «Бесполезно. Этой кровью невозможно очистить грехи». И более того, поскольку это принесение жертв превратилось буквально в формальность, то пророк говорит: «Мне ненавистны эти ваши жертвы» (см. Ис., 1, 11–14). От имени Господа он так говорит. 

Так в чем же смысл воспоминания отцов, живших при законе, начиная от Моисея и даже до Христа, которые тем не менее этот закон не могли исполнить? И как же так Христос пришел не разрушать этот закон, а исполнить? Разве мы сейчас режем баранов или овец? Разве мы сейчас проливаем их кровь за грехи? Мы ничего этого не делаем. А как же так? Христос сказал, Он пришел исполнить закон.  

А Он пришел исполнить закон тем, что Самого Себя Он принес в жертву за всех нас. И Он Самого Себя принес в жертву за наши грехи, чтобы Своею Пречистою Кровию отмыть нас от всякого греха, чтобы мы теперь не исполнением мертвого закона и предписаний спаслись, но живой верой в Спасителя и Господа Иисуса Христа. А Он за нас стал жертвой, которая принесена ради нашего спасения. 

И вот, вспоминая эту ветхозаветную, полную драматизма, историю попыток человечества исполнить закон и невозможность его исполнить, мы исполняемся величайшей благодарности к Богу, Который пришел в мир для того, чтобы снять с нас иго этого закона и даровать нам благодать. То есть мы теперь не потому, что мы заслужили, не потому, что мы что-то исполнили, не потому, что мы что-либо сделали, а по единой только милости и любви Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа получаем прощение наших грехов, спасение и жизнь вечную. 

Вот, дорогие братья и сестры, в чем смысл воспоминания ветхозаветной истории, которое совершается перед праздником Рождества Христова. Каждый из этих отцов стремился к праведности. Но трагедия заключалась в том, что этой праведности невозможно было достигнуть. Однако Святая Церковь утверждает, что именно верою в грядущего Спасителя Господа Иисуса Христа и эти ветхозаветные праведники все спаслись и были выведены воскресшим Господом Иисусом Христом из ада, и всем им было даровано спасение и вечная жизнь. Не потому, что они были праведными. Если мы почитаем Библию, то мы найдем, какие порой страшные, не укладывающиеся у нас в голове поступки они совершали. Но спасены они все верою в грядущего Господа Иисуса Христа.  

Да дарует всем нам Господь сию спасительную веру! Будем веровать в Господа Иисуса Христа, будем любить Спасителя и Господа нашего, и Господь по вере нашей даст нам спасение и жизнь вечную. Ему же слава во веки веков. Аминь.  

4 января 2020 года 

Слово в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Удивительное создание Божие человек. Какие мы все разные! У каждого из нас есть свои способности. Кто-то очень умный, и ему легко дается решать любые интеллектуальные задачи. Кто-то обладает удивительной физической силой. У кого-то уникальное мастерство в изготовлении тех или иных предметов. Иной слагает стихи, другой пишет картины. Третий ничего не делает, но добрый и хороший человек. Какие разные у каждого из нас способности! 

Итак, мы отличаемся друг от друга. Но есть одна удивительная способность, один уникальный дар, который дал нам Бог. Этот дар объединяет всех. Удивительно, но и маленький ребенок, который еще читать не умеет, и академик могут обладать этим даром. И мужчина, и женщина могут обладать этим даром. И человек, который физически сильный, и физически слабый могут обладать этим даром. И этот уникальный дар – дар познания мира духовного, который не видим глазами. И этот уникальный дар называется вера. Вера – то, что открывает человеку такие горизонты, которые он не сможет ничем другим покорить: ни разумом своим, ни силою своею, ни искусством своим. Вера не подлежит даже объяснению. 

И вот сегодня мы с вами встречаем уникальный праздник, который можно воспринять и понять только верою, потому что разум не сможет объяснить этого праздника. Ну как же так, мы говорим: «Бог родился», и одновременно говорим: «Бог создал мир». Так, погодите, Он родился сегодня? А кто тогда создал мир, если Он только родился? Если мы говорим, что это Бог явил Себя во времени для нас, то тогда вопрос: а что такое это время? Любые логические способы невозможно применить для того, чтобы осознать, как это так: Бог, вечный, бесконечный, вездесущий и всемогущий вдруг является Младенцем. Это можно логически соединить? Это бессмыслица. Но именно верой мы это воспринимаем, и не просто воспринимаем, а воспринимаем со спасением для своей души. Потому что как раз через веру мы это спасение и получаем, через нашу веру в Господа Иисуса Христа. 

Сегодняшний праздник говорит о том, что Бог явил Себя миру, причем всемогущий Бог – как беспомощный Младенец. Бог без времени, Которому подвластно пространство, и все звезды, и вся вселенная, и все галактики, Он лежит, повитый пеленами, да еще даже не в человеческом доме, потому что никто не захотел дать Ему место для рождения, – лежит в пещере. Можно это понять? Невозможно. Поверить в это можно? Единственно возможно. И именно через эту веру в Бога, Который воплотился, чтобы нас с вами спасти, мы и получаем спасение.  

А зачем Богу нужно было приходить к нам? Зачем Ему нужно было так умалять Себя и становиться этим беспомощным Младенцем, за Которым еще охотятся? Целую облаву Ирод устроил, избивая детей, чтобы убить Иисуса Христа. И приходится Иосифу с Марией убегать в Египет. Зачем все это Господь делает? Зачем?  

А затем, братья и сестры, чтобы быть вместе с нами. Мы сегодня слышали в Евангелии, как Ангел говорил Иосифу, какое имя надо дать родившемуся Младенцу. Имя – оно символическое. О нем говорит пророк Исайя: Эммануил, что в переводе означает «с нами Бог» (см. Ис., 7, 14; Мф., 1, 22–23). А другое имя повседневное для Богочеловека Господа – Иисус, что в переводе означает «Спаситель» (см. Мф., 1, 21). 

Дорогие братья и сестры, пусть наши верующие сердца озарятся ныне любовию к Богомладенцу Господу Иисусу Христу. Пусть вера наша преодолевает все сложности жизненные, чтобы Господь нашел место в наших сердцах. Уж если Ему не нашлось места в человеческом жилище родиться, пусть Он родится в сердце у каждого из нас и пусть у нас обитает, чтобы с нами был Бог. А если с нами будет Бог, то и вся жизнь наша тогда будет совсем другая. И смысл в ней будет, и сила, и радость, и счастье. 

Дорогие братья и сестры! Мы, люди, имеем уникальную способность, уникальный дар. Мы способны верить. Да дарует всем нам Господь эту спасительную веру, чтобы через нее мы освободились от всякого греха и зла и получили от Иисуса Христа, Спасителя нашего, спасение и жизнь вечную. Ему же слава во веки веков! Аминь. 

6 января 2020 года 

Тропарь Рождества Христова 

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе! 

Кондак Рождества Христова 

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.

Слово в праздник Собора Пресвятой Богородицы.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

«Радуйся, Еюже радость возсияет», – такими словами прославляем мы Матерь Божию. И в сегодняшний день Святая Церковь призывает всех нас вознести радостную хвалу Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице.  

Сегодняшний день называется в Уставе Собором Пресвятой Богородицы. Это праздников праздник для Божией Матери, ибо ныне мы прославляем Ее, послужившую делу нашего спасения. Мы прославляем Ее и радуемся о том, что Она, чистейшая среди всех людей, и нас наделяет Своей чистотой, когда мы к Ней обращаемся, святейшая среди всех людей, и нас благословляет святостью и просит Господа, чтобы Господь простил нам наши согрешения. Ибо Она, любвеобильнейшая среди всех, рожденных женами, и нам дает возможность учиться любить друг друга, ибо Она, смиреннейшая, и нас с вами учит этой спасительной добродетели.  

Нет таких слов… Мы стараемся, мы находим разные слова, пытаемся прославить Деву Марию Богородицу, но все равно этого не хватает нам, потому что Она бесплотных Сил выше, святее Херувимов, святее Серафимов. Вот какое счастье нам с вами быть в Церкви! Какую Покровительницу мы имеем!  

Она не только Матерь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Она для каждого из нас любвеобильная Мама. За каждого из нас Она переживает. За каждого из нас Она молится. И нет человека, который бы обратился к Матери Божией и не получил от Нее утешения. Мы скорбим, а Она дает нам утешение, мы начинаем радоваться. Мы плачем о своих грехах – Она умоляет Сына Своего, и Он прощает нам грехи, и мы начинаем радоваться. Мы находимся в тупиковой жизненной ситуации, не знаем, к кому обратиться, обращаемся к Ней – Она нам помогает, и мы радуемся. Воистину Она является неиссякаемым источником радости. И в сегодняшний день, второй день Рождества Христова, поистине мы должны Ее прославлять. Как бывает в человеческой семье? Когда рождается ребенок, все приходят маму поздравляют. Так и мы ныне вознесем свои хвалы Матери Божией, благодарственные моления, прославим Ее и будем радоваться о том, что имеем спасение через Господа Иисуса Христа благодаря Матери Божией. 

Радуйся, Еюже радость возсияет! Аминь.  

8 января 2020 года 

Расписание  

богослужений  

в праздник  

Рождества  

Христова: 

6 января 

Рождественский  

сочельник 

8:00 – Царские часы,  

Вечерня,  

Литургия Василия  

Великого 

17:00 – Всенощное  

бдение 

22:00 – Рождественское  

богослужение:  

Утреня 

7 января 

00:00 Божественная  

литургия 

6:30 Божественная  

литургия 

9:30 Божественная  

литургия 

17:00 Рождественская  

вечерня