Приходской листок Троицкого собора, 02 (1115) 2021 год

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Рождестве Христовом 

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. 

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19) 

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Рождестве Христовом 

Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех приделах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. 

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 13-23) 

Слово в Неделю по Рождестве Христовом. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Праздник Рождества Христова говорит нам о том, что Бог воплотился и стал Человеком. Родился Богочеловек Господь Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек. 

Подчеркивая человеческую природу Господа Иисуса Христа, Святая Церковь предлагает нам почтить в воскресный день, следующий за Рождеством Христовым, ближайших родственников по плоти Спасителя нашего: Давида царя – родоначальника того рода, из которого родился Господь, Иосифа Обручника – мнимого отца Иисуса Христа, который оберегал Пречистую Деву Марию и Богомладенца Иисуса в самые первые годы Его жизни, и Иакова – брата Господня, апостола Церкви Христовой, первого патриарха Иерусалимского, являющегося родственником Иисусу Христу как двоюродный брат по линии Иосифа Обручника. 

Кстати говоря, у древних евреев не делалось большой разницы между родными братьями и сестрами, единоутробными и теми, кого мы называем двоюродными или даже троюродными. Они все в Писании именуются братьями и сестрами. 

Но вдумаемся: а что означает такой особенный праздник родственников? Это что же, в деле спасения тоже, как у нас, у грешников, семейственность какая-то? Вот, кто родной по плоти, тот и ближе, да? А кто не очень родной, так с ним можно и по-другому? С родными мы ведем себя по-одному, а с не очень родными по-другому. Это что, Церковь может такое поощрять? 

Вообще, если не вдумываться, можно сделать такой вывод. Но на самом ли деле это так? 

Вспомним, что Сам Господь Иисус Христос говорил о человеческих семейных взаимоотношениях. Имейте в виду, что Господь все время подчеркивал то, что, если сказать мудрено, называется иерархией ценностей, а если сказать попроще – то, что человек должен понимать, что главное, а что второстепенное, что ставить на первое место, а что на второе.  

Так вот, рассуждая о семейных обязанностях и обязанностях духовных, отношении человека к Богу, вспомните, как порой страшно даже бывает читать или слышать слова, которые говорил Иисус Христос: «Кто любит отца или мать более, чем Меня, тот недостоин Меня» (см. Мф., 10, 37). Это что же, Христос отменяет заповедь: «Чти отца твоего и мать твою»? Ничего подобного, Он эту заповедь не отменяет. Только Он напоминает, что эта заповедь-то на пятом месте стоит (см. Исх., 20, 12). А на первом месте – заповедь: «Я Господь Бог твой. И возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею крепостию, и всею душою твоею» (см. Исх., 20, 2; Мк., 12, 30). Вот это называется иерархия ценностей.  

И вы знаете, что мы на протяжении истории Церкви видим, как иногда вступают в противоречие так называемый семейный долг и долг веры. Вот, например, великомученицы Варвары недавно был праздник. Давайте вспомним, что ее отец творил. Фактически он свою дочь предал на смерть за то, что она была христианкой. Казалось бы, она должна была бы папеньку своего успокоить, послушаться его, стать язычницей, как и он. Она предпочла смерть.  

А что, например, творили совсем недавно: детишки, наученные большевиками, доносили на своих отцов и матерей, и их отдавали на расстрел. И мы теперь прославляем их как новомучеников. 

Вот и сбываются слова Иисуса Христа: «И враги человеку домашние его» (Мф., 10, 36). 

Так что же это значит? Разве Господь отменяет семейную любовь или семейные традиции? Нет, не отменяет. Он только показывает, что является настоящим источником любви. Ведь для чего семья? В семье человек учится любить. А где, от кого можно научиться любить? Только от источника любви – которым является Бог. А если ты не с Богом, то никакой любви у тебя на самом деле нет, а есть просто или похоть, или расчет, или привычка, или иное что, но не та любовь, которая ведет ко спасению. И это очень хорошо видно не только на истории Церкви, но и на современной истории, когда, с одной стороны, человек очень легко идет порой даже на преступление во имя, как ему кажется, семейных ценностей, а с другой стороны, совершенно легко идет на блуд, разврат, детоубийство, аборт и прочие безобразия. И как это все укладывается? А укладывается, когда нет иерархии ценностей и нет понимания, что главное в жизни, а что второстепенное. 

Итак, Святая Церковь сегодня прославляет ближайших родственников по плоти Господа Иисуса Христа: Давида царя, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня. Но за то ли она их прославляет, что они просто родственники по крови? Никак нет. Не поэтому.  

А вспомним еще один эпизод из Священного Писания. Христос проповедовал. Вокруг было много народу. Он проповедовал в доме, а к дому подошли Матерь Его, и братья Его, и сестры двоюродные. И кто-то, желая угодить Иисусу Христу, подольститься, показать, как он к Нему хорошо относится, прерывает Его во время Его проповеди и говорит: «Там Мать Твоя, и сестры, и братья пришли». А что Господь говорит? А Господь обводит глазами Своими людей, которые Его слушают, и спрашивает: «Кто Мать Моя? Кто братья Мои? Кто сестры Мои? Вот, кто слушает Меня, – говорит Господь, – тот Мне и матерь, и брат, и сестра» (см. Мф., 12, 47–50). Это Он не похулил ни Матерь Свою, ни братьев, ни сестер. Он только указал, что главное в этой жизни, а что второстепенное. Дух есть главное, плоть – второстепенное. 

Итак, Святая Церковь прославляет Давида царя, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, не за их кровь и происхождение, а за их величайшую веру в Бога, за их величайшую преданность Господу Богу, что они, даже и когда падали, как, например, Давид царь, то в покаянии вновь возвращались к Богу. 

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний день, прославляя сродников Иисуса Христа по плоти, попросим их молитв и предстательства, чтобы нам быть родными Иисусу Христу не по плоти, а по духу, чтобы о нас Спаситель наш мог сказать: «Вот это матерь Моя, и сестры Мои, и братья Мои!» Аминь.  

11 января 2020 года

Слово в праздник Обрезания Господня. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Мы все с вами крещеные люди, то есть над нами был совершен чин Таинства Крещения. Сам чин Крещения, кроме непосредственно погружения в воду с призванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, как и заповедал нам Господь творить, – имеет еще некоторые иные молитвословия и чинопоследования, из которых некоторые совершались не сразу, а на восьмой день после самого Крещения. Я имею в виду чин пострижения волос у новокрещеного человека.  

Что означает этот чин? Почему именно на восьмой день и какое его значение? И, что интересно, почему крещеный человек усваивает себе наименование «раб Божий»? Что это за название – «раб Божий»? 

Иногда неверующие люди над нами смеются: «Что это за рабство в XXI веке? Как можно так себя именовать?» 

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний праздник, праздник Обрезания Господня, дает нам духовные ответы на эти вопросы. Мы сегодня вспоминаем, как на восьмой день после Своего рождения Иисус Христос был принесен Девой Марией и мнимым отцом Его Иосифом для того, чтобы над Богомладенцем был совершен древний чин обрезания, который со времен Авраама означал союз Бога и человека. 

Авраам поверил Богу, и эта вера его была запечатлена на его теле через обрезание. И эта вера означала подчинение своей человеческой воли воле Божией. Настолько Авраам Богу поверил, что оставил то место, где он жил, и пошел в неведомые земли. Он свою человеческую волю подчинил воле Божией. И он стал именовать себя рабом Божиим. 

Но для лучшего нашего внутреннего понимания давайте вспомним, кто есть Бог. Бог есть любовь. Бог есть истина. Бог есть правда. Бог есть святость. Вот представьте теперь, давайте подставим эти имена Божии и скажем о себе: «Я раб любви, раб добра, раб истины, раб чистоты, раб святости». Да такие именования заслужить надо еще, жизнью своею, чтобы мы не свою греховную волю поставляли в жизни своей, а волю Божию.  

Вот бы нам быть настоящими рабами Божьими, не по наименованию только, а по своей жизни, чтобы мы исполняли не свою греховную волю, а волю Господина нашего Бога!  

А что же означает пострижение волос на восьмой день после совершения самого Таинства Крещения? Хотя сейчас оно совершается одновременно, сразу же у купели крещения. Это – как раз воспоминание о том древнем обряде обрезания – как знака союза Бога и человека, которое было совершено и над Господом Иисусом Христом. Не то чтобы Господь Иисус Христос, будучи истинным Богом, нуждался в этом обряде. Но, будучи истинным Человеком, Он всем нам с вами показывает, как человеческое должно подчинять Божьему, и принимает на Себя все последствия Закона, который принимали через обрезание ветхозаветные люди. 

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний день, восьмой день по Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы вспоминаем, как Господь Иисус Христос по ветхозаветному обряду был обрезан с именованием раба Божия. Попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам быть достойными этого великого звания, ибо мы тоже сопричтены сему обряду через пострижение волос. Попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа благословения, чтобы в нашей жизни была самой главной воля Господина нашего и Спасителя нашего. Ему же слава во веки веков! Аминь.  

13 января 2020 года 

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! 

Свеча – это зримый образ молитвы человека. Свеча, возжигаемая перед иконой, означает горение нашего сердца в вере. И когда мы зажигаем свечу, мы тем самым изображаем желание иметь в своём сердце веру.  

Свеча в храме не имеет цены – беря свечу, Вы совершаете жертву. Свеча – это символ, знак нашей жертвы Господу Богу.  

Ставя свечи и возжигая их в храме, мы просим у Господа Бога помощи, чтобы наша жизнь была угодной Богу, чтобы мы жили в добре, чтобы мы не совершали грехов. Свеча, сгорая сама, даёт свет и тепло, так и мы, не жалея себя, должны давать людям свет и тепло любви. 

Приобретая свечи в храме, мы совершаем жертву на храм Божий. 

Пожертвования, которые собираются при храме Божием, идут на реставрацию храма, на его содержание, обновление живописи, на поддержание чистоты, на устройство приходской благотворительности, на дела милосердия, на содержание православной воскресной школы для детей и взрослых и Троицкой гимназии, на различные хозяйственные нужды, на содержание хора – иными словами на всё то, что необходимо для нормальной церковной жизни. 

Когда же человек покупает свечи где-то на стороне, у каких-то посторонних людей или в магазине, прельстясь их ценой, он сам, вероятно, не осознаёт что делает. Он этим поддерживает бизнес продающих. Свеча горит, но не приносит духовной пользы этому человеку, только храм коптит! 

В Священном Писании говорится о приносивших чуждый огонь к жертвеннику и их наказании Господом, поэтому приносить и возжигать в храме свечи, не приобретённые в храме Божием, является грехом. Кто хочет, может их жечь дома для своего удовольствия.