Приходской листок Троицкого собора, 26 (1100) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии Недели пред Воздвижением.

            Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, 11-18)

Евангельское чтение на литургии Недели пред Воздвижением.

            Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

(Евангелие от Иоанна, 3 глава, ст. 13-17)

Слово в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            «Радуйся, заре таинственнаго дне», – так воспеваем мы похвалу Пресвятой Владычице нашей Богородице в акафисте «Радуйся, Невесто неневестная».

            «Заре таинственнаго дне». – Зарею называется какое время суток? – Когда еще солнца не видно, но уже его свет озаряет небо, предвещая восход дневного светила.

            Сегодняшний праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – это заря нашего спасения, это начало Нового Завета.

            Сегодняшний праздник открывает последовательную череду праздников Церкви Христовой, которой вспоминаются священные события жизни Господа Иисуса Христа. Потому что церковный год начинается 1 сентября старого стиля, то есть 14 сентября.

            Совсем недавно началось церковное новолетие. И первым великим праздником в этом годичном цикле является праздник Рождества Богородицы. Потому что именно Матерь Божия послужила нашему с вами спасению. Потому что именно Она среди всего рода человеческого оказалось самой лучшей, самой чистой, самой достойной, самой преданной слову Божию. И Господь именно в Ней воплотился, чтобы от Нее родиться и прожить жизнь человеческую, для того чтобы дать нам спасение.

            И сегодня мы встречаем эту зарю нашего спасения и прославляем Пречистую Деву, и просим, чтобы Ее молитвами свет Умного Солнца – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа воссиял в наших сердцах и прогнал из наших душ наши мрачные грехи, чтобы наша душа была светла и чиста.

            Радуйся, заре таинственнаго дне! Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

            20 сентября 2019 года

Памятка родителям-прихожанам

Троицкого собора г. Подольска

о подготовке детей ко Святому Причастию

            Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой.

            Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути.

            Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности.

            Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь

            Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию.

            Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам:

1.         Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно.

2.         Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника.

Например:

* до 4 лет:

            • утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю:

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких.

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш».

* от8 до 10 лет прибавить:

            • в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»;

            • в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»;

            • во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…».

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила;

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно.

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью.

3.         Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди.

4.         Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.

            До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах.

            После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем.

            С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач.

            С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак.

            Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они.

5.         Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой.

6.         Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются).

            Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту).

            После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.

Слово в Неделю перед Воздвижением.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Какие ободряющие и радостные слова услышали мы только что сейчас в Святом Евангелии! Эти слова дают верующему человеку уверенность в жизни, цель жизни, утешение в жизни и опору в его жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (см. Ин. 3, 16).

            Дорогие братья и сестры, вот оно, наше спасение. Вот она, любовь Божия к нам. Бог нас любит. Не потому, что мы этого заслужили, не потому, что мы такие хорошие. Не объясняется почему. Любовь вообще необъяснима. Бог возлюбил нас и отдает Своего Сына, чтобы мы с вами не погибли.

Значит, все в порядке? Значит, грехи нас не победят? Значит, враг рода человеческого нам не страшен? А так ли это на самом деле? Что, неужели все, мы уже спасены? Вот, мы слышали это слово – и все, мы спасены?

            Нет. Вслушаемся еще раз в слова, которые мы услышали только что. Они содержат одно определенное условие для нашего спасения, и очень важное и главное условие: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто, – а дальше слушаем, – из верующих в Него…»! Вот в чем дело! Чтобы нам не погибнуть, нам надо иметь веру, веру в Сына Единородного, в Сына Божия, в Господа Иисуса Христа.

            А мы скажем: «Ну, как просто – иметь веру! Так это ж легко. Мы, вот, все верующие люди, веруем в Бога».

А так ли это на самом деле? Что значит верить в Бога? Это значит безгранично доверять Богу. Это значит то, что Бог сказал, не подвергать сомнению, и то, что Бог велел нам делать, то делать. Вот это вера. Вот это настоящая вера, когда мы доверяем Богу.

            А когда мы думаем: «Ну конечно, Бог сказал – это хорошо. Но жизнь-то такая, что по-Божьему не проживешь. А если мы будем все это соблюдать, что Бог нам велел, так вообще, какими мы будем в этом мире? В этом мире, где царствует ложь, лицемерие, обман, неправда, это как же прожить по-Божьему? Нет. Мы уж это, и так и сяк»; вроде от Бога как бы не отрекаемся, но и живем не по-Божьему, – это что, вера?

            Если мы, с одной стороны, говорим: «Да, действительно, Бог есть», а с другой: «Но Бог там где-то, далеко. Я буду жить так, как мне нравится, так, как мне хочется, так, как я считаю правильным, а не так, как Бог велит», это что, будет вера, доверие к Богу? Значит, Бог Сам по Себе, а я сам по себе?

            И это не новость – такая позиция, не то, что мы с вами это придумали. Это так с самого начала истории человечества. Открываем первые страницы Священного Писания и что читаем?

            Змий, то есть диавол, приходит к первым людям Адаму и Еве и говорит: «Ну что, правду ли сказал Бог?» Смотрите, с чего начинается вражеское искушение: правду ли сказал Бог? Значит, диавол вкладывает в ум Адаму и Еве, первым людям, что совсем не правда то, что Бог говорит. Представляете, Бог дал им заповедь, одну-единственную: не есть от плодов Древа познания добра и зла, потому что иначе человек умрет. Приползает змий и говорит: «Нет, не умрете. Сами будете, как боги» (см. Быт. 3, 1–5). Вот так. Не надо Бога слушать, и сам будешь, как бог.

            И куда делась вся вера Адама и Евы? Их, которые видели Бога? Их – первых творений Божиих, которые общались с Богом в раю, пребывали в радости? И где эта вера оказалась? Они поверили диаволу. Вот так диавольский яд, как яд змеи, разрушил душу первого человека. И этот же яд этого же диавола, этого же древнего змия постоянно в наши уши вливается.

            Мы это искушение чувствуем в жизни постоянно: «А правду ли сказал Бог?» Вот Бог сказал – прощать надо. А мы не можем, не хотим прощать. Диавол шепчет: «Правду ли Бог сказал? Зачем ему прощать? Он такой гадкий, мерзкий. Как ему можно прощать? Отомстить ему надо». И кого мы слушаем? Бога или диавола? И злимся, и мстим. Или случай такой возникает: вот нужно бы тут соврать, и тогда мы выправим жизненную ситуацию. Бог говорит: «Нельзя». А нам в уши диавол: «А правду ли сказал Бог, что нельзя, а? Можно! Соври, и все хорошо будет у тебя. Посмотри, как другие живут – врут, и у них все в порядке». И яд вливается в наши души, вливается.

            И так на каждом месте – соблазнение. Соблазны приходят к нам. А мы выбираем между голосом Божиим и шепотом змия, врага рода человеческого – диавола.

            Ужас-то в чем заключается, братья и сестры? Вместо голоса Божия слушаем шипение змеи-диавола, который нас желает погубить своим ядом. Поэтому снова вспомним слова, которые слышали мы. Бог возлюбил нас, отдал Сына Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную.

            А какая же наша вера, если мы размышляем, правду ли сказал Бог, и поступаем не по-Божьему? Так что, мы теперь погибнем? Реально-то где же наше спасение? Как мы воспользуемся любовью Божиею?

            И в сегодняшнем же Евангелии на это дается нам ответ, чтобы мы с вами не впали в уныние. Иисус Христос говорит о Себе, о Себе как сошедшем с неба. И, напоминая Писание Ветхого Завета, говорит, что как Моисей вознес змия в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому (см. Ин. 3, 13–14).

            О чем это Христос говорит? Это Он говорит о Своей смерти на Кресте. И вспоминает событие из священной истории народа израильского, когда они убежали из египетского рабства и путешествовали по пустыне, и в одном месте на них напало огромное количество змей. И эти змеи жалили народ Божий, и народ пришел в ужас, потому что люди гибли. И они возроптали и сказали Моисею: «Мало, что ли, было гробов в Египте, что ты вывел нас сюда умирать в этой пустыне?» И тогда Бог повелел Моисею, и Моисей изготовил изображение – медного змия. Был вкопан вертикальный столб, и на него горизонтально было повешено это медное изображение змия. То есть, иными словами, если мы это мысленно себе представим, то поймем, что это было изображение Креста. Прообраз Креста. И тогда Моисей передал слова Божии, что всякий, кто посмотрит на этого медного змия, исцелится от яда и укусов змей. И совершилось чудо – народ Божий взирал на это изображение, и никакого вреда от укусов змей ему не было (см. Чис. 21, 4–9).

            Дорогие братья и сестры, вот Иисус Христос и дал нам ключ ко спасению. Он Сам восходит на Крест, как медный змий, для того чтобы победить древнего змия – диавола, чтобы укусы диавольские, укусы врага рода человеческого нам не вредили. Через смерть Спасителя Господа Иисуса Христа на Кресте искупаются все наши грехи. Вот в чем наше спасение. Если только одним взглядом на прообраз Креста люди исцелялись от яда змей, то мы с вами, принимая Крест Христов в свое сердце, принимая Господа Иисуса Христа, Искупителя нашего, и веруя в Него, и осознавая свое малодушие и неверие, и осознавая, что мы заражены змеиным ядом греха, с упованием взираем на Спасителя, распявшегося за наши грехи, и понимаем, что мы будем исцелены от наших грехов. Ибо для того и пришел Бог в мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Мы грешные, наша вера слаба, но мы уповаем на Господа и просим у Него, чтобы Он исцелил нас от яда греховного. И Господь дает нам противоядие сильнейшее. Сильнейшее, от всего греха. Не какое-то особое лекарство – Он Самого Себя дает, чтобы мы не погибли. И, причащаясь Его Пречистого Тела и Животворящей Крови, мы исцеляемся от греха. От блистания Божества уходит мгла греха. И наш греховный и отравленный организм духовный, наш дух, душа и тело совершенно исцеляются Крестом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки веков! Аминь.

            23 сентября 2018 года