Приходской листок Троицкого собора, 27 (1101) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии в праздник Воздвижения Креста Господня

            Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

(Первое послание к Коринфянам, 1 глава, 18-24)

Евангельское чтение на литургии в праздник Воздвижения Креста Господня

            Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе… Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски… При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

(Евангелие от Иоанна, 19 глава, ст. 6-11, 13-20, 25-28, 30-35)

Слово в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Прот. Александра Ганабы

         Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         Святая Церковь, учредив праздник Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, обращает наше духовное внимание вновь и вновь к самому главному моменту в истории человечества – искуплению всех нас, всего рода человеческого, Спасителем и Господом Иисусом Христом, которое Он совершил на Кресте.

         И поэтому сегодня мы слышали Евангелие – оно было составное, не подряд, из разных стихов, Евангелие от Иоанна, которое читается в Страстные дни, в Страстную Пятницу в основном, в день, когда мы особенно вспоминаем смерть Спасителя нашего на Кресте.

         И вот Церковь, заботясь о нас – ведь столько еще времени до Великой Пятницы, а человек легко многие вещи забывает, – напоминает нам о том, что для нас должно значить искупление Господом наших грехов, то есть какое наше должно быть отношение. Ведь это очень важно, как мы относимся. Господь нас спасает не автоматически, не просто так: «Ага, три раза погрузился в воду – все, готов, в раю уже. Молодец! Спасся. Спасен». Нет. Спасение – это совместный труд.

         Господь потрудился тем, что пришел к нам и пострадал за нас. А что мы на это Ему ответим? Мы должны принять этот дар. Господь дает нам дар. А если мы его не возьмем, отвернемся, плюнем, уйдем, то что будет тогда с нами?

         И вот сегодня мы слышали повествование о последних часах земной жизни Господа Иисуса Христа. Каждая минута этих событий наполнена огромным внутренним духовным значением. Но я хотел бы обратить сегодня ваше внимание на диалог между Пилатом и Иисусом Христом, а особенно на диалог между Пилатом и иудеями.

         Когда человек укреплен в истине и знает истинный путь, он, даже если спотыкается, все равно идет, идет в правильном направлении. И веровать в Господа – это значит идти в правильном направлении. А вот когда человек не имеет опоры, единственно верной – в Боге, его буквально бросает из стороны в сторону. Сегодня он верит в одно, завтра в другое. Сегодня он собирает гороскопы, вырезает и слушает их. Завтра ищет какую-то гадалку. Послезавтра он на все это плюет и говорит: «Нет, главное деньги в лотерею выиграть». Идет, скупает лотерейные билеты. И вот по жизни так его и шарахает. И везде ищет себе опору, как трость, ветром колеблемая.

         Нечто подобное произошло с иудейским народом. Ему Господь вверил истину о Своем бытии. Один-единственный народ на всей земле знал, что Бог един. Другие поклонялись идолам, которые сами же придумывали и своими руками делали. Бог открылся этому единственному народу, который был Его избранным народом. И вот этот народ на протяжении своей истории буквально каждый день отступал от истины.

         И вот был такой исторический момент, когда этот народ потребовал себе царя. Пророки объясняли народу: царь будет вами обладать, вы будете нести тяжелые государственные повинности, нести государственные службы. Они все равно говорят: нет, хотим царя. И через пророков Бог дает им царя. Им хотелось земного царства, земного благополучия. Им хотелось не просто быть как другие народы. Они не понимали, что избранность Божия – это главнее всего на свете. Но им хотелось при этом такой же власти, золота, оружия, побольше еды, побольше удовольствий. Царь для этого нужен.

         Дал им Бог царя. Ну, дальше особая история о том, какие эти цари были; из огромного количества царей Иудейского и Израильского царства всего-то три были благочестивыми, да и то не в полной мере.

         Но речь сейчас не об этом. Идея царства владела умами, когда пришел Господь Иисус Христос. Все ждали царя-искупителя. Они были под властью римлян и думали: придет царь-искупитель, и как нас освободит, как всех этих римлян поубивает, как их прогонит, как сядет на престоле в Иерусалиме – вот это будет сила! И одно время, когда видели, как Иисус Христос совершает чудеса и даже мертвых воскрешает, они и думали, что вот он, царь-искупитель. И многие обратились к Нему.

Да, Иисус Христос воистину Царь. И воистину Христос Искупитель, и нет иных искупителей, кроме Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Но Царство-то Его не от мира сего (см. Ин., 18, 36). Он пришел не для того, чтобы других угнетать или убивать, не для того, чтоб давать кому-то благополучие и успех, одних возвышать, а других унижать. Нет. Он пришел для того, чтобы освободить человека от самого главного рабства – от рабства греху. Грех наши души сковывает. Вот от него-то и пришел наш Спаситель нас спасти. А поскольку за грех полагается наказание, от этого наказания Христос нас и искупает. То есть вместо нас берет на Себя это наказание. Вот Он, Царь-Искупитель Христос Спаситель.

         А дальше происходит следующее. Мало того, что иудеи не принимают такого Царя, Царство Которого не от мира сего, – они отдают Его на суд своим собственным противникам, наместникам языческого императора, отдают Пилату, который фактически правил Иудеей. А царь Ирод, который был тогда, фактически был правителем формальным, по названию. Эти правители сами не имели права, власти даже казни предать преступников.

         И вот иудеи приводят Иисуса Христа к Пилату и требуют Его казни.

         А вот теперь те слова, к которым я буквально подводил вас, чтобы вы услышали и осознали величайшее значение этих слов.

         Когда Пилат поговорил с Иисусом Христом, он совершенно четко понял, что Его оклеветали. А среди обвинений к Иисусу Христу было то, что Он называет Себя Царем, то есть то, что Он бунтовщик, что бунтует против Рима. И Пилат выводит арестованного, избитого, униженного Христа в разорванной одежде и спрашивает у иудеев: «Царя ли вашего распну?» И что они отвечают? «Нет у нас царя, – говорят они, – только кесарь» (см. Ин., 19, 15). Все.

         Просили у Бога Царя, Бог дал им. А они отрекаются. Нет у них Царя. Языческий кесарь, который идолам поклоняется, для них стал царем. Вот что происходит в злобе греховной. Вот что происходит с людьми, когда у них нет опоры. Самую святую для них идею они тут же оплевали и выбросили на помойку. Нет у них Царя. Это говорят вожди народа израильского. Как страшно, когда человек не имеет убеждений! Как страшно, когда человек не имеет опоры!

         А у нас с вами есть Царь! И этот Царь – Спаситель мира Господь Иисус Христос. Пусть Он царствует в сердцах наших. И знак Его Царства – Крест Его, который ныне возлежит перед нами. Вот Царство, которое вечно. Вот Царство, которое неизменно. Вот мы с вами – граждане этого Царства. И не будем колебаться ни направо, ни налево. И если даже мы согрешаем и падаем, то мы будем знать, что наш Царь простит нас, благословит нас, освятит нас и дарует нам то Вечное Царство, которое никто не отнимет у нас.

         Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим! Аминь.

         27 сентября 2019 года

10 заповедей – добродетели и грехи.

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила

5. Почитай отца своего и матерь свою

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них

6. Не убивай

Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним

7. Не прелюбодействуй

Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры

Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие

8. Не воруй

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня

9. Не произноси на другого ложного свидетельства

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет

10. Не желай чужого

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё